Эта статья не пособие по ретуши, она часть серии статей о рациональном подходе к обработке фотографий. В ней есть пошаговые примеры нескольких методов ретуши, которые могут быть полезны начинающим, но главная задача показать направление, в котором стоит двигаться начинающему фотографу.
Это очень важная часть обработки изображений. Многие думают, что ретушь используется только в портретной фотографии, но это совсем не так.
Как и в остальных направлениях обработки, степень и направление ретуши зависят от идеи, заложенной в проект.
Например, если речь идет о жанровом портрете, ретушь, превращающая лицо в пластиковую маску, неуместна, но в жанре фэшн-фотографии, такой подход может быть вполне оправдан.
Есть несколько распространенных технологий и множество их производных, две, наиболее известных, рассмотрим в этой статье. Речь пойдет о методе" частотного разложения" и технологии "Dodge&Burn".
О борьбе "остроконечников" и "тупоконечников", которая выражается в вечном споре сторонников "Частотного разложения" и апологетов "Dodge&Burn".
Не буду здесь обсуждать особенности и преимущества этих методов, материалов об этом достаточно в сети. Скажу, что обе технологии эффективны в умелых руках и дают сходные результаты. Я рекомендую использовать оба метода, в зависимости от обстоятельств и задач.
Частотное расположение состоит в разделении изображения на текстуру (высокая частота) и светотени с оттенками цветов (низкочастотная составляющая) с последующим раздельным редактированием каждого диапазона.
Dodge&Burn основан на том, что изображение состоит из множества тональных пятен, изменение которых приводит к желаемому результату.
Но начну я с самого простого, самого быстрого и самого неэффективного метода, который, тем не менее, имеет право на существование.
Детально рассматривая методы ретуши, я буду работать с одним и тем же портретом, для того, чтобы легче было оценить результаты.
Самый простой метод ретуши
Итак, самый простой метод, его суть заключается в том, что формируется "низкочастотный" слой, воздействие которого на изображение определяется маской и прозрачностью... такая себе история. Но в случае, когда речь идет о "цейтноте" и фотограф не страдает перфекционизмом, этот способ может подойти. Сам я стараюсь не пользоваться этим методом, без крайней необходимости.
Создаем дублирующий слой, инвертируем его и обрабатываем фильтром "High Pass" из стандартного набора Photoshop. Значение фильтра устанавливаю примерно равным 8.0, главное следить, чтобы не появилась кайма рядом с контрастными зонами. Используем режим наложения "Vivid Light" и получаем нечто подобное...
Далее, к этому же слою применяем фильтр "Gaussian Blur", со значением, при котором дефекты кожи станут малозаметными, я использовал значение 1.5.
К полученному слою добавляем маску слоя и устанавливаем ее в черный цвет, чтобы этот слой не воздействовал на исходное изображение. Дальше белой кистью "открываем" в маске участки, на которых требуется удалить дефекты кожи. По сути, мы размываем участки кожи в местах, где отсутствуют контрастные зоны.
Не прикасайтесь кистью к зонам, где имеются контрастные линии и элементы, действуйте кистью очень осторожно.
Результат такой "ретуши" очень посредственный, но времени такая обработка занимает совсем немного, примерно 2-3 минуты...
Перед тем как перейти к рассмотрению более эффективных технологий, одно замечание. Занимаясь ретушью, не увлекайтесь увеличением масштаба, иначе вы потеряете контроль над процессом обработки. Как можно чаще меняйте масштаб увеличения, чтобы контролировать изменения.
Частотное разложение
Вариантов частотного разложения множество, рассмотрим самый распространенный, хочется сказать "классический", но это будет преувеличением. :)
Сутью метода, как написано выше, является разделение изображения на две составляющие, ту, что включает контрастные детали и контуры (высокочастотная составляющая) и ту, что включает цвет и тон, то есть цветные и тональные пятна ─ это низкие частоты. Отредактируем каждую из них отдельно.
Итак, создаем два дублирующих слоя нашего портрета и назовем их, например, "High" и "Low".
Высокочастотная составляющая
Чтобы выделить высокочастотную составляющую, сначала используем фильтр "High Pass" из дефолтного набора фильтров Photoshop.
Я привожу названия из английского интерфейса, так как такой подход мне кажется правильным. Еще, я намеренно не указываю путь в меню, где находятся нужные фильтры и инструменты... будет полезней, если вы сами их найдете.
Значение параметра "Radius" я установил равным 8.0, у вас может быть другое число, это зависит от величины дефектов кожи, которые нужно удалить.
Сохраните значение параметра "Radius", которые вы установили для фильтра "High Pass".
Как вы уже поняли, значение параметра нужно устанавливать, таким образом, чтобы исчезло большинство дефектов не создающих проблему... но не более того.
На крупные дефекты, которые не влияют на текстуру, ориентироваться не нужно, они, должны быть удалены раньше. Для этого удобно использовать инструменты "Clone Stamp tool" или "Spot Healing Brush tool".
Чтобы обрабатывать дефекты было удобней, нужно повысить контраст слоя "High", используем для этого корректирующий слой "Curves", установив кривую яркости, как показано на схеме. Назовем этот корректирующий слой "Contrast".
В результате мы получаем более контрастное изображение, удобное для дальнейшего редактирования.
Для редактирования дефектов, будем использовать инструмент "Clone Stamp Tool" из палитры инструментов, находящейся в левой части рабочего экрана. Этот инструмент копирует фрагмент изображения из указанного места. можно указать диаметр участка в пикселах и жесткость его границ.
Нас интересует параметр "Sample", указывающий на каких слоях будут отображаться изменения, убедитесь, что указано значение "Current Layer".
Параметр "Hardness" устанавливаем равным 100%, "Size" ─ устанавливаем в зависимости от размера дефекта, который требуется заменить участком из другой области.
Не устанавливайте параметр "Size" размером "побольше", изменяйте его постоянно в процессе редактирования, не ленитесь. :) Размер зоны воздействия должен соответствовать размеру дефекта, который вы собираетесь удалить. Для каждого воздействия, меняйте участок, выбранный в качестве образца.
Образцы нужно выбирать только из зон с максимально похожей текстурой.
Работая инструментом "Clone Stamp Tool", вы увеличите изображение на экране монитора, так, чтобы детально видеть редактируемый участок... так делают все. Не забывайте, как можно чаще, переходить к общему плану лица. Если вы не будете этого делать, то очень скоро потеряете контроль над процессом редактирования!
Не буду приводить здесь результат обработки слоя "High", потому что на столь небольших изображениях увидеть разницу не удастся, но поверьте, она есть и она очень значительна.
Переходим к редактированию низкочастотной составляющей изображения.
Низкочастотная составляющая
Ранее, я создал специальный слой "Low", в котором будет находиться низкочастотная составляющая. Чтобы ее создать нужно применить к этому слою стандартный фильтр "Gaussian Blur", параметр "Radius" установим в значение 8.0. Это та самая величина, которая была установлена для параметра "Radius" в фильтре "High Pass", примененному к слою "High", при создании высокочастотной составляющей.
Важно: значения параметра "Radius" в фильтрах "High Pass" и "Gaussian Blur" для частотного разложения всегда должны быть равны!
Пришло время работать со слоем "Low", для это используем инструмент, который называется "Mixer Brush Tool", он находится в палитре инструментов, расположенной у левой кромки экрана.
Этот инструмент создает эффект "мягкой губки", как бы размазывая оттенок, который вы принимаете в качестве эталона. Выбрать образец можно с помощью стандартной комбинации Alt+клик.
Перед началом работы, обязательно установите параметры инструмента "Wet", "Load" и "Mix" в значения, приблизительно, 10%.
Аккуратно правим тени и удаляем пятна на коже, постоянно меняя размер кисти и выбираем эталонные оттенки, делая это как можно чаще... следим за результатом каждого движения кистью.
Нужно добавить, что движения кисти всегда должны соответствовать светотени, то есть они должны быть направлены вдоль градиентов тональных переходов.
Пришло момент собрать высоко- и низкочастотную составляющие в одно изображение.
Завершение обработки
Для этого нужно изменить кривую яркости в корректирующем слое "Contrast", связанном, как вы помните, со слоем "High". Кривая в области теней при входящей яркости, равной значению 0, на выходе должна давать значение 64, в светах на входе значение 255, на выходе ─ 192. Эти значения для данного способа частотного разложения, нужно запомнить!
Понятно, что такая кривая радикально уменьшает контраст изображения.
Осталось установить режим наложения слоя "High" в значение "Linear Light" и работа завершена, полученный результат выглядит так, сравните его с исходным изображением в начале статьи.
Чтобы увидеть результат обработки, посмотрите на фрагменты изображения выше.
Второй распространенный метод ретуши ─ Dodge&Burn
Метод Dodge & Burn
Эта технология основана на понимании того, что все текстурные элементы изображаются на фотографии с помощью светотени, а значит, чтобы их удалить или подчеркнуть достаточно использовать тональную коррекцию.
На практике это выглядит следующим образом, мы создаем дополнительный слой, заливаем его серым тоном (128,128,128) и используем метод наложения "Soft Light"
Небольшое отступление, касающееся режима наложения "Soft Light". В зависимости от яркости верхнего слоя, "Soft Light" осветляет или затемняет слой, лежащий под ним.
За точку отсчета принимается 50% яркость. Это значит, что если залить верхний слой серым цветом (128,128,128), то этот слой, в режиме наложения "Soft Light", не создаст изменений для слоя, лежащего под ним. При отклонении яркости в любую сторону, верхний слой будет, соответственно, осветлять или затемнять слой, лежащий под ним. Суть "Dodge & Burn" заключается в редактировании созданного серого слоя белым и черным цветом, что приводит к осветлению/затемнению участков изображения на слое, лежащего ниже.
Полезные советы
Учитывая тот факт, что наше зрение воспринимает объекты изображения комплексно, часто изменение цветового оттенка или насыщенности, может представляться, как изменение яркости. Поэтому, для удобства, следует исключить эти факторы, оставив только яркость.
Создаем вспомогательные слои, которые позволят зрению сосредоточиться только на яркости.
Для этого делаем копию исходного слоя и применяем к нему фильтр "Gaussian Blur". Значение параметра "Radius", подбираем таким образом, чтобы детали, которые требуется удалить из изображения, оставались достаточно разборчивыми.
Затем удаляем цвет, это лучше всего сделать, разместив поверх размытого слоя, слой залитый нейтрально серым (128,128,128) тоном, с установленным режимом наложения "Color".
Это почти все... почти, потому что, удобней использовать такую конструкцию, из двух вспомогательных слоев, будет, если увеличить контраст в области полутонов. Для этого понадобится корректирующий слой "Curves", с кривой яркости примерно такого вида.
Мы получили вспомогательное изображение, которое делает изображение максимально удобным для редактирования...
Для того чтобы работать со вспомогательными слоями было удобней, их стоит объединить в группе с названием, например, "DBH" (Dodge Burn Help). Теперь в любой момент, выключив целиком группу "DBH", можно будет оценить результат текущего редактирования.
Редактирование
Непосредственно для редактирования, удобно использовать кисть с параметрами "Opacity" и "Flow", установленными в значения 10-15%, конкретное значение ─ дело вкуса.
Как и при рассмотрении частотного разложения, очень рекомендую не лениться и постоянно менять параметр "Size", определяющий размер инструмента. Используйте для этого "горячие" комбинации кнопок.
Еще один совет, на начальном этапе лучше использовать для редактирования два раздельных серых слоя в режиме "Soft Light", на нижнем редактируйте мелкие детали текстуры, на верхнем ─ светотеневой рисунок. Обязательно верхний слой привяжите к нижнему "обтравочной маской"!
В результате редактирования получили следующее изображение...
Вывод
Сравните этот результат и результат полученный с помощью частотного разложения... отличия есть, но я бы их отнес, скорей к области субъективных факторов, чем к преимуществам одного из методов. Но, в итоге, судить вам. :)
Стратегия ретуши
Последний вопрос в этой статье, о необходимой степени обработки и ее характере... Так как мы, в большей степени, обсуждаем портретную фотографию, на примере портрета и рассмотрим баланс между "естеством" и "идеалом" :)
Часто можно услышать в качестве критического замечания упоминание "пластиковой ретуши".
Речь идет об обработке, при которой удаляется текстура кожи и некоторые анатомические признаки нашего биологического вида. Например, на изображении ниже, вместе с текстурой кожи, исчезли признаки глазных орбит... фотография перестала быть портретом, а стала, скорей, изображением андроида, без индивидуальных черт, присущих человеку.
Это очень плохо? Все зависит от задачи, которая ставилась перед ретушером. Если речь о фэшн-фотографии, это вполне нормально, целью является презентация, неважно чего: одежды, аксессуаров или предметов интерьера.
Индивидуальные черты модели, только мешают целостному восприятию элементов "красивой жизни". Модель должна остаться абстрактным символом "любого красивого человека", без индивидуальности. Это подчеркивает привлекательность предметов, которые должны привлекать внимание зрителя.
Такое изображение, в принципе, портретом не является, потому что присутствие деталей, помогающих раскрыть личность портретируемого и детали сопутствующие времени, месту и ситуации являются сущностью любого портрета.
Как фотография является когнитивным продуктом, так все, что с ней связано, должно быть следствием мыслительного процесса, как бы пафосно это не звучало. Перед тем как запустить Photoshop, подумайте, что именно вы собираетесь делать :)