Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как трибунал судил перебежчика, который вернулся в СССР, поскольку разочаровался в капитализме

Тема «невозвращенцев» и «перебежчиков» в послевоенной Европе - одна из малоизученных страниц истории. Причины, толкавшие военнослужащих и гражданских лиц к побегам, были разными - моральное разложение, пьянство, житейские неурядицы, проблемы по службе и др. Другими словами - в большинстве случаев мотивы, которыми руководствовались предатели и изменники, были низменными и эгоистическими.

В обзоре судимости военнослужащих Вооруженных сил СССР за 1947 и 1 квартал 1948 года отмечалось:

«Всего за измену родине, совершенную после окончания Великой Отечественной войны, осуждено в 1947 году 622 чел. и в 1 квартале 1948 года – 90 чел.». А далее говорилось, что «измена родине в этот период в основном заключалась в побеге военнослужащих за пределы СССР…»[1].

В Обзоре Главной военной прокуратуры о состоянии преступности в Вооруженных силах во втором полугодии 1948 года вновь подчеркивалось, что «наиболее распространенными формами измены являлись: переход в английскую и американскую зоны оккупации и также оседание на постоянное жительство за границей после демобилизации»[2].

Судили перебежчиков, как правило, заочно. Приговоры были трафаретными. Практически в каждом присутствовала фраза о моральном разложении, пьянстве и посещении изменниками Родины ресторанов и других увеселительных заведений. Мера наказания в большинстве случаев тоже трафаретная - расстрел, с лишением воинских званий, орденов и медалей, а также конфискацией имущества.

Сегодняшний рассказ - о тех перебежчиках, у которых превалировали или просматривались в материалах дела любовные мотивы. Один из известных предателей из этой категории – Герой Советского Союза майор Г.С. Антонов. После войны он служил в составе советских оккупационных войсках в Австрии, где сошелся с австрийской подданной Ф. Нестервал. В связи с «моральным разложением» командование решило отправить майора в СССР. Но Антонов, как свидетельствуют материалы дела, «не захотел возвращаться в Советский Союз и решил бежать вместе с Франциской на сторону американцев»[3].

О дальнейшей судьбе Антонова известно немного. Несколько раз он выступал на западных радиостанциях, рассказывая о тяжелой жизни в СССР, несоблюдении прав и свобод человека и его притеснениях по службе. Есть данные, что в связи с осуждением Антонова пострадали и его родственники. В частности, была репрессирована жена - Анастасия Сергеевна и сестра - Анна Семеновна…

Г.С. Антонов с женой Анастасией Сергеевной за год до побега
Г.С. Антонов с женой Анастасией Сергеевной за год до побега

Подробнее об этом деле можно прочесть ЗДЕСЬ:

При схожих обстоятельствах в последующие годы , если судить по описательной части приговоров, которые мне довелось изучить, изменили Родине, перебежав в зоны, подконтрольные западу, несколько десятков военнослужащих.

Так, согласно приговору военного трибунала Московского военного округа, командир авиаэскадрильи войсковой части 74544 старший лейтенант В.И. Смирнов, также служивший в Австрии, 22 февраля 1950 года взял у своей жены 2 тысячи шиллингов, после чего сбежал со своей сожительницей австрийкой Штеффен Еленой в английскую зону оккупации в гор Грац[4].

Между тем, одно дело из этой серии, которое рассматривалось трибуналом МВО 14 мая 1959 года, можно назвать необычным. Некоего Деева судили за измену родине не заочно. Он сидел на скамье подсудимых и был приговорен всего к 6 годам лишения свободы. Состав совершенного им преступления так описан в приговоре: «ошибочно предполагая неизбежность своего ареста советскими органами за интимную связь с немецкой гражданкой Массов, 17 января 1947 года бежал в английскую зону оккупации Германии».

Под вымышленной фамилией Домбровский он содержался в английских тюрьмах, после освобождения около трех лет был безработным, женился на гражданке ФРГ Пройтель, стал отцом ее троих детей. А потом… разочаровался в капиталистическом образе жизни, вступил в Любеке в коммунистическую партию и стал пропагандировать социалистическую идеологию. В том числе, воспитал в таком духе всех приемных детей. Более того, как свидетельствуют материалы дела, «будучи недовольным своим положением и подвергаясь нападкам со стороны буржуазной прессы и буржуазно-мещанской среды», Деев стал искать пути для возвращения на Родину. В августе 1956 года он вместе с семьей прибыл в ГДР, с тем, чтобы оттуда выехать в СССР[5].

Главный военный прокурор опротестовал этот приговор. Не отрицая виновности Деева в измене Родине, прокурор отмечал в протесте, что судом недостаточно учтена «прогрессивная деятельность» Деева за рубежом, а также то, что он, оказывается, с 1956 года и по день ареста в ноябре 1958 года выполнял задания советских органов на территории СССР. В этой связи прокурор просил освободить Деева от отбывания наказания. Военная коллегия взвесила все эти доводы, приняла во внимание, что он «занимался прогрессивной деятельностью, явился с повинной» и удовлетворила протест.

Архив Московского окружного военного суда (ныне - 2-го Западного)
Архив Московского окружного военного суда (ныне - 2-го Западного)

[1]Архив Военной коллегии. Оп. 1. Д. 399. Л. 214-217.

[2]Архив Военной коллегии. Оп. 1. Д. 439. Л. 144-153.

[3]Надзорное производство Военной коллегии №н03853/п/49 по делу Г.С. Антонова.

[4]Архив военного суда, наряд № 41 с копиями приговоров ВТ МВО за 1951 г.

[5]Архив военного суда, наряд ВТ МВО за 1959 г.

Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi

Мои книги в издательстве Ridero