Когда Самуил Яковлевич Маршак заявил о необходимости создания принципиально новой литературы для детей, о том, что ребятам нужна художественно-научная, географическая, историческая, биологическая, техническая книжка, дающая не разрозненные сведения, а художественный комплекс фактов, он пояснил: читатель будет ДРУГОЙ.
Да, дети, но не те дети, которые "готовятся к жизни", подрастая в розовой детской, в гимназии, в пансионе.
Новые читатели - это дети, которые ЖИВУТ реальной жизнью. В огромном своём большинстве - в самом настоящем селе.
В село пришла школа для детей и ликбез для взрослых. Так надо людям, научившимся читать, дать в руки КНИГУ? Вопрос риторический. А надо ли создавать отдельные детские библиотеки?
Маршак был противником "разделения". Библиотека - такое пространство, где должны общаться книголюбы разных поколений.
Письма от юных читателей Маршак получал буквально мешками. И цитировал их в своих статьях:
"Я очень люблю читать, но хожу-хожу, прошу-прошу везде, и только очень редко удается мне достать интересную книжку. Почему в библиотеке все дают тоненькие, рваные, грязные книжки, плохо напечатанные, с безобразными рисунками? Я люблю толстые, красивые книжки. Когда возьмешь такую, так спокойно и приятно становится, что надолго читать хватит и не надо опять просить. И знаешь, что интересно будет, а не наспех писатель писал. Еще мне очень хотелось бы, чтобы каждый ученый нашей страны описал бы попроще то, над чем он работает, чтобы нам понятно было. Это нам очень интересно и нужно..."
"Мы любим тонкие книжки с большими буквами, потому что толстую читаешь-читаешь и соскучишься". Это, конечно, пишут малыши.
А как же любимица гимназисток Чарская? Оказывается, любят, но предпочитают не переливы нежных чувств пансионерок, а приключенческие её повести. И исторические. Это же прямая подсказка новым писателям - сюжет обязан быть напряжённым!
"Мы читаем много. Когда меняем в библиотеке книги, то спрашиваем и выбираем все потолще, так как тоненькую нам не хочется читать, потому что иногда жаль бывает расставаться с героем, которого мы уже успели полюбить. Мы сердимся на писателя и думаем: что заставило его так скоро расстаться с показанным им героем?"
"Как раньше жили крестьяне и как дворяне?" Жизнь беспризорников. Биография революционеров. Гражданская война. Приключения из жизни животных на Севере. Путешествия в эпоху великих открытий и теперь.
Астрономия. Археологические раскопки в Крыму, на Родосе и в Микенах.
Жизнь ребят в современной Америке. Россия в эпоху Ивана Грозного.
Изобретатели: Эдисон, Фультон, Ньютон, Стефенсон, Матросов, Казанцев.
Жизнь восточных народов: таджики, киргизы, узбеки".
И это ещё Маршак отсеивал письма, написанные явно под диктовку взрослых.
Дети ждали, требовали ЗНАНИЙ. И увлекательного, и смешного, и фантастики, и приключений... Пишите, писатели! Переводите! Рисуйте иллюстрации!
Сегодня мы можем только восхищаться ТОЙ школой перевода и книжной графики. Маршак и сам удивлялся, КАК, оказывается, много успели за тридцать лет!
А художник Ирина Шевандронова, пожалуй, стала для потомства "автором одной картины", ведь её полотно "В сельской библиотеке" - одна из жемчужин Третьяковской Галереи. Но картины о жизни села, о толковых детях, перед которыми открылась перспектива, художница создавала на протяжении сорока лет. Другие её полотна не столь известны, но не менее интересны.
А даты жизни Ирины Васильевны, автора этих говорящих картин, 1928 - 1993. Ушла вместе с эпохой...