Эльвиру Набиуллину толкают на экономический фронт - оружие для противостояния Западу есть. Эксперты считают, что ЦБ пора вспомнить про свою главную обязанность.
Проблема санкционного давления со стороны Запада никуда не ушла. Несмотря на это, некоторые представители финансово-экономического блока власти в России делают недостаточно, чтобы нивелировать последствия кризиса. Вместо принятия конкретных решений они концентрируются на второстепенных или вовсе сомнительных задачах.
Например, более активное участие в противодействии ограничениям со стороны недружественных стран должен принимать отечественный Центробанк, заявил заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ, доктор экономических наук Владимир Осипов в эфире программы "Царьград. Главное".
Таким образом, председателя Банка России Эльвиру Набиуллину толкают на экономический фронт противостояния с Западом - финансовое оружие, необходимое в этой борьбе с противником, у регулятора есть. Соответственно, ЦБ пора наконец вспомнить про главную обязанность.
"Главная история, которой должен заниматься ЦБ"
К сожалению, на данный момент Центробанк полностью погружён в битву с потребительским спросом внутри России, поскольку считает, что производство не поспевает, наша экономика слишком перегрета, из-за чего якобы следует ограничивать доступность кредитных ресурсов.
Но, на мой взгляд, Центральному банку необходимо сегодня не повышать ставку рефинансирования, а бороться за то, чтобы обеспечить нашей стране доступность международных платежей. Вот здесь, мне кажется, кроется сейчас ключевая роль ЦБ. Банк России много для этого делает на самом деле, но всё ещё недостаточно,
- подчеркнул собеседник "Первого русского".
Владимир Осипов обозначил первоочередные меры, которые следует, наконец, принять регулятору, чтобы стабилизировать систему расчётов в рамках торговли с другими странами:
Это, конечно, и введение цифрового рубля. Это и организация платформы BRICS Bridge, которая, собственно говоря, и должна обеспечить международные платежи между государствами БРИКС и другими странами, которые захотят присоединиться к этой платёжной системе. Она не будет зависеть от США и их союзников и, соответственно, не сможет подвергнуться санкционному давлению. Вот главная история, которой сегодня должен заниматься наш ЦБ.
Роковая ошибка ЦБ
Что касается курса на повышение ключевой ставки, Банк России допускает роковую ошибку в своей сверхжёсткой политике, добавил Владимир Осипов.
У него есть таргет по инфляции в 4%, к которому нужно стремиться. Если инфляция превышает 9%, что, соответственно, надо делать? Повышать ставку рефинансирования. В принципе, это абсолютно монетаристский подход. Но есть проблема. Она состоит в том, что нынешняя инфляция неоднородна с точки зрения своих проявлений с точки зрения источников возникновения,
- указал эксперт.
Экономист пояснил, что инфляция бывает как монетарного, так и немонетарного характера:
Если природа инфляции монетарная, если ранее подпечатали деньги, нужно повышать ставку рефинансирования, чтобы сократить возможности использования денег в экономике. Это, соответственно, монетарный инструмент. Но инфляция может носить и немонетарный характер. Так, она может быть вызвана, например, ростом расходов так называемых естественных монополий. А сегодня мы с вами видим повышение цен на бензин, причём достаточно существенное. Мне кажется, именно этот фактор как раз и вызвал ту самую инфляцию, которую мы с вами сейчас наблюдаем. А бороться с немонетарной инфляцией монетарными инструментами несколько странно. И, кстати, про удорожание бензина Центральный банк старается не говорить...
"Это прямая ответственность финансового регулятора"
Директор Центра прогнозирования Международного НИИ проблем управления Дмитрий Митяев ранее заметил в беседе с Царьградом, что если в ближайшее время не будут найдены способы оптимизации международных финансовых операций на фоне санкций, то денежные потери России будут только множиться:
Конечно, компании находят пути обхода ограничений. Но транзакционные издержки возрастают на порядок или даже на полтора порядка. Раньше перевод стоил условно 0,1%, а сейчас 5-7-10%. На этом наживаются посредники.
Эксперт добавил, что с использованием национальных валют в торговле с партнёрами возникли серьёзные проблемы:
С юанем, с рупией. Прежде всего с той стороны есть достаточно жёсткий контроль. Особенно в Индии. Рупия де-факто не является конвертируемой валютой. В Китае в отношении капитальных операций тоже жёсткий контроль. В текущих торговых операциях юань ещё вроде бы можно использовать... Но, по сути, механизм вторичных санкций привёл к тому, что платежи встали.
Несмотря на то, что решения есть, и речь не только о цифровых валютах, ответственные чиновники в нашей стране почему-то не торопятся их принимать. Получается, Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов де-факто просто бездействуют.
Наши Минфин, ЦБ, по сути, занимают такую позицию: вы, дескать, используйте в торговле с другими странами что хотите, это, мол, не наша забота. На самом деле в законе о Банке России написано, что организация платёжной системы - это прямая ответственность финансового регулятора. Так же, как и стабильность курса рубля. То есть они от этого уходят, но в реальности эти их обязанности прописаны в законодательстве,
- отметил эксперт.
Поэтому можно хотя бы договориться с центробанками наших дружественных стран о кредитно-валютных свопах. Даже в кризис 2008-2009 годов такие соглашения были заключены.
Под объём трёхмесячной и полугодовой торговли заключается кредитная линия между национальными ЦБ. И в её рамках происходит торговля между полномочными структурами. Другой вариант, как я уже сказал, - переход на цифровые валюты в таких расчётах,
- заключил экономист.
__________
Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv