Кирилл вошёл в здание института, где его встретил пожилой учёный, нервно теребивший свою бородку. Его глаза, несмотря на возраст, были живыми и умными, но в них читалось беспокойство.
– Чем могу помочь? – спросил учёный, проводя Кирилла в свой кабинет.
– Капитан полиции центрального управления Заверин, – представился Кирилл и раскрыл удостоверение.
– Проходите, присаживайтесь, – сказал ученый.
– Как я могу к вам обращаться? – спросил Кирилл.
– Крупенин Петр Алексеич, – ответил ученый.
– Мне нужно знать всё, что вы можете рассказать о проекте Юрия Ленькова, – начал Кирилл без лишних предисловий. – Это касается не только его жизни, но и вашей.
– Жизни? – удивился Крупенин. – Так ведь он же у... Или я ошибаюсь?
– А откуда вы знаете? – в свою очередь спросил Кирилл. – Ведь об этом официально не сообщалось.
– Как же? У нас весь институт только об этом и говорит? – твердо ответил ученый.
Тем временем Николай пробирался через шумные цеха завода, пытаясь найти инженера. Наконец, он нашёл его в одном из офисов. Мужчина был явно встревожен, а на столе перед ним лежали документы, которые он нервно перекладывал.
– У нас мало времени, – сказал Николай, входя в комнату. – Вы должны рассказать мне всё, что знаете. На кону ваши жизни.
Мужчина внимательно посмотрел на Николая.
– Я так понимаю, что вы из милиции?
– Правильно понимаете. Только из полиции, – сказал Николай. – Извините, не представился.
Он достал удостоверение.
– Не надо, не надо. Я вам верю. Тем более, кому надо, эти корочки достанут на раз-два.
– Не понял, – опешил Николай.
– Я не про вас. Но вы и сами знаете, что сейчас в переходе можно купить все.
– Извините, но я с вами не согласен. Об этом мы поговорим в другой раз. А сейчас меня интересует Юрий Леньков. Что вы может сказать о нем, как о человеке, как о работнике?
– А что сказать? Человек порядочный. Ни о ком плохого слова не скажет. Занят своим проектом. Ревностно к нему относится. Даже его помощник не все знает о нем. – О проекте, я имею в виду, – уточнил инженер, увидев в глазах Николая вопрос и предотвратив его.
– Простите, как вы сказали, вас зовут? – спросил Николай.
– А я и не говорил. Вы как-то сразу не поинтересовались, гражданин старший лейтенант.
– Гражданин… Вы что, имели дело с правоохранительными органами?
– Почему вы так решили?
– Товарищ... товарищ старший лейтенант. Пока я для вас не гражданин начальник. Понятно объяснил? – сказал Николай.
– Куда уж понятнее. Только почему пока?
– Это я образно. Давайте продолжим.
– Ну да… товарищ старший лейтенант, – сказал инженер. – А звать меня Леонидом. Старший инженер Матвеев Леонид Семеныч.
– Вот так-то лучше, Леонид Семеныч. Продолжайте, я вас слушаю.
Разговор прошел плодотворно. Как у Кирилла, так и у Николая.
В их руках теперь были ключи к разгадке, но они ещё не знали, какой дверью эти ключи откроют. Время шло, и враг, наверняка, уже готовился к следующему шагу. Каждый из братьев понимали, что от их действий зависит не только их судьба, но и судьба многих других людей.
Кирилл присел за стол напротив учёного, его взгляд был строгим и сосредоточенным. Пожилой мужчина явно нервничал, и это лишь усиливало подозрения.
– Петр Алексеич, проект Ленькова, что это ха разработка? – начал Кирилл, стараясь говорить как можно спокойнее, чтобы не пугать собеседника. – Расскажите мне подробнее, чтобы я смог понять суть. От этого зависит не только ваша жизнь, но и жизни многих других людей.
Учёный на мгновение замялся, взгляд его метнулся к окну, словно он ожидал увидеть там кого-то или что-то. Затем он тяжело вздохнул и, наконец, заговорил.
– Проект, над которым работал Юрий, был засекречен даже для нас, его коллег, – начал он. – Но я знаю, что он касался безопасности, государственной безопасности. Это было связано с разработкой нового типа программного обеспечения для системы наблюдения. Что-то связанное с предиктивной аналитикой, способное предсказывать потенциальные угрозы ещё до того, как они произойдут.
– Простите, с какой аналитикой связано? – спросил Кирилл. – Это операции, связанные с предыдущей аналитикой. Я правильно понимаю?
– Не совсем так. Видите ли, если быть точнее, то предиктивная аналитика представляет собой совокупность методов анализа данных и их интерпретации, которые помогают принимать обоснованные решения на основе анализа предыдущих событий. Для успешного выполнения такой аналитической работы специалисту необходимо выявить важные параметры, которые влияют на конечный результат. В современном мире подобные прогнозирования получили широкое распространение и активно используются, например, в бизнесе, торговле и маркетинге. Даже процесс оформления кредита связан с такого рода прогнозами: банковские системы создают профиль потенциально проблемного клиента и отклоняют заявки людей с похожими характеристиками.
Кирилл нахмурился. Система наблюдения? Это объясняло, почему проект был настолько важен. Но почему он стал смертельно опасным для тех, кто с ним связан?
– И что именно могло сделать это программное обеспечение? – спросил он, пристально глядя на учёного.
– Юрий говорил, что оно способно анализировать гигантские массивы данных, прогнозируя поведение людей, выявляя потенциальные угрозы и даже предсказывая преступления, – продолжил учёный, его голос дрожал. – Но я не знаю, насколько это правда. Он был очень скрытным, даже с нами.
Кирилл замер, переваривая услышанное. Система, способная предсказывать будущее поведение людей, могла стать мощным инструментом, но в то же время и опасным оружием, если попадёт не в те руки.
– Кто ещё мог знать о проекте? – спросил Кирилл, стараясь как можно быстрее собрать все важные детали.
– Только те, кто работал с ним напрямую, – ответил учёный. – И ещё, возможно, те, кто финансировал проект. Но эти люди – тени. Я никогда не знал, кто они, Юрий всегда был очень осторожен в этом вопросе.
Тем временем Николай, сидя напротив инженера, задавал аналогичные вопросы. Мужчина выглядел взволнованным, он явно чувствовал, что ситуация выходит из-под контроля.
– Я был только техническим исполнителем, – сказал инженер, нервно постукивая пальцами по столу. – Моей задачей было разработать систему ввода и вывода данных для этой программы. Но даже я понял, что речь идёт о чём-то большем. Система была настолько сложной, что требовала огромных вычислительных мощностей. Не просто система слежки, а что-то, что могло проникнуть в самую суть человеческого поведения.
– Вы знали о рисках? – спросил Николай, его голос был твёрдым, но не агрессивным.
– Да, я понимал, что это не просто ещё один проект, – признался инженер. – Но Юрий уверял, что это ради безопасности. Он был уверен, что система поможет предотвратить многие беды.
– А кто мог быть заинтересован в том, чтобы убрать Ленькова и заполучить эту технологию? – продолжил Николай.
Инженер замолчал, обдумывая вопрос. Потом, с дрожью в голосе, сказал:
– Я не знаю точно, но в последнее время к проекту проявляли интерес некоторые влиятельные люди. Юрий несколько раз говорил о том, что его пытаются убедить передать результаты работы частным заказчикам, но он всегда отказывался.
Николай осознал, что ситуация гораздо хуже, чем они думали. Проект Ленькова оказался ключом к чему-то очень важному, возможно, даже стратегическому. И те, кто стоял за убийством Юрия, явно готовы на всё, чтобы заполучить этот ключ.
Тем временем Кирилл продолжал расспрашивать учёного.
– Юрий упоминал о каких-то угрозах? – спросил он.
– Да, – кивнул учёный, его лицо побледнело. – Он говорил, что кто-то следит за ним. Он был напуган, но не хотел бросать проект. Он верил, что это спасёт жизни.
Кирилл посмотрел на часы. Время шло, а информация, которую они получили, была важной, но всё ещё не давала полного ответа. Нужно было связаться с Николаем и сопоставить данные.
– Спасибо за помощь, Петр Алексеич, – сказал Кирилл, вставая. – Вы должны быть осторожны. Если вы почувствуете, что вам что-то угрожает, немедленно свяжитесь с нами.
Кирилл подал ему свою визитку и, выйдя из кабинета, сразу набрал номер брата.
– Что у тебя? – спросил он, как только брат взял трубку.
– Информация подтвердилась, – ответил Николай. – Проект связан с созданием системы предсказания преступлений и угроз. Но за ним стояли тёмные силы, которые хотели использовать его в своих целях.
– У нас мало времени, – сказал Кирилл. – Нужно выяснить, кто за этим стоит, и остановить их, пока они не сделали следующий шаг. Будем работать на опережение.
Братья договорились встретиться в управлении, чтобы обсудить дальнейшие действия. Время играло против них, но они не собирались сдаваться. Слишком многое было поставлено на карту.
Кирилл ждал свой трамвай, когда к нему подошел мальчишка лет восьми.
– Дяденька, вам просили передать? – и он протянул Кириллу записку.
– Что это? Кто просил передать? – спросил Кирилл, но мальчик уже исчез. – Куда делся-то? Токо что был здесь и моментально исчез.
Подошел трамвай, и Кирилл сел на свободное сидение у окна. Трамвай тронулся, и Кирилл увидел в окно того самого мальчишку. Тот смотрел на него с интересом. Кирилл раскрыл записку. Там ничего не было, кроме четырех цифр.
– Что за число? – Кирилл сам не заметил, как говорит вслух.
– Билетик приобретаем, – подошла к нему кондуктор.
Кирилл машинально показал ей свое удостоверение.
– Что вы мне показываете? – громко сказала кондуктор. – Это вы показывайте преступникам, а мне предоставьте ваш проездной или оплачивайте проезд.
Кирилл посмотрел на нее непонимающе, потом кивнув, достал свою карту и протянул кондукторше.
– Вот это другое дело, – сказал она и улыбнулась, показав свои неровные некрасивые зубы. Улыбка была такая не приятная, что Кирилл сморщился, но кондуктор, слава богу, этого уже не видела, обслуживая другого пассажира.
Озадаченный цифрами в записке, Кирилл шел в управление. Неожиданно рядом с ним затормозил автомобиль. Кирилл едва успел отскочить в сторону.
Следующая ГЛАВА 7