Найти тему
Журнал «Эксперт»

YouTube почти не виден

Отсутствие популярного видеохостинга в России считают «серьезной потерей» лишь 11% россиян.

Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС
Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС

YouTube в России ежедневно пользовались 33%, а регулярно — 52% респондентов, опрошенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Сейчас доступ к музыке и материалам крайне затруднен, и создателям контента, в том числе образовательного, приходится перестраиваться и искать альтернативы видеосервису. Их пока в России достаточно, хотя нет полноценного ресурса, который объединял бы все виды контента, — существующие имеют, по крайней мере, пока, ряд недостатков. Но вопрос постепенно решается, и, например, образовательным учреждениям видеосервис вполне заменяют собственные порталы с обучающими лекциями.

YouTube сегодня является самой популярной площадкой для размещения видео в мире. В январе 2024 г. количество зарегистрированных пользователей составляло 2,7 млрд человек, а ежедневно на сайт заходило около 122 млн уникальных посетителей. Эти возможности активно используют музыкальные группы и образовательные учреждения.

По итогам опроса ФОМ, российская аудитория YouTube была достаточно стабильной — в августе 2024 г. им ежедневно пользовались 34% респондентов по сравнению с 33% в мае 2022 г. Впрочем, немало было и тех, кто YouTube не пользовался вообще — 27% (по сравнению с 23% в 2022 году). В целом с той или иной частотой использовали сервис 52% опрошенных.

По решению властей РФ скорость работы видеохостинга была ощутимо замедлена, в результате чего контент, в течение многих лет размещаемый на площадке, стал недоступен. На вопрос, заметили ли респонденты, которые пользовались YouTube, (52% от общего числа опрошенных) замедление работы сервиса, утвердительно ответили 39%, 13% не сталкивались с проблемой. При этом 23% респондентов считают «весьма вероятным», что YouTube в России закроют окончательно, 20% называют это вероятным, а 3% уверены, что это «полностью исключено». «Закрытие» станет «серьезной потерей» для 11% респондентов, пользовавшихся сервисом, «мелкой неприятностью» это называют 18%, не заметят этого 11% опрошенных.

Авторы исследования напомнили, что заблокированными в России интернет-сервисами и платформами можно пользоваться, если установить VPN. На вопрос, «если YouTube в России заблокируют, то вы, скорее всего, прекратите им пользоваться или, скорее всего, продолжите им пользоваться при помощи VPN», 24% сообщили, что будут использовать сервисы обхода блокировки. Отрицательно на вопрос ответили 22% респондентов.

В сложившихся условиях у россиян есть два основных способа потребления контента, объясняет эксперт по коммуникациям и связям с общественностью PRoud.365 Евгения Истомина. Первый — пользоваться YouTube с подключением через VPN. Он дает возможность обходить ограничения, но может негативно сказаться на скорости загрузки видео и качестве трансляции. Если на сервис массово заходят через VPN из одного города, пользователи «забивают» интернет-канал и материалы все равно окажутся недоступны.

Второй вариант, отмечает эксперт, — это локальные платформы: видео можно посмотреть на RuTube (хотя он не имеет широкой аудитории)⁠, VK Видео (где часто страдает разрешение видео) и Яндекс.Видео. Если говорить конкретно про музыку, то ее можно послушать через сторонние сайты, такие как, ru-music.com (где предоставляется хорошее качество записи) или SoundCloud (но не все треки доступны), а также через Яндекс.музыка и VK(с некоторыми ограничениями) или подкасты в приложении «Подкасты».

Для образовательного контента также существуют альтернативы. Например, указывает Евгения Истомина, можно использовать ресурс Вoost, но он доступен только по платной подписке. Фильмы можно смотреть на сайте Kinogo или на сайтах для бесплатного онлайн-просмотра.

«Cегодня русскоязычные пользователи не испытывают недостатка в контенте, проблема заключается лишь в отсутствии полноценного ресурса, который объединял бы все виды контента или его значительную часть. Тот, кто первым займет эту нишу, получит преимущество и станет лидером в долгосрочной перспективе. Но важно обеспечить систему вознаграждений для создателей контента, в противном случае будет страдать либо качество контента, либо количество. Качество интеллектуального продукта напрямую зависит от инвестиций в него (реклама, маркетинг, монетизация)», — говорит Евгения Истомина.

Это коснется в первую очередь бизнеса и образовательных учреждений. Они должны будут перестраивать каналы коммуникации с потребителем, и это потребует определенных вложений, но вряд ли скажется критически, отмечает генеральный директор агентства КРОС Екатерина Мовсесян.

По ее словам, пока другим сервисам сложно конкурировать с Youtube по объему и качеству аудитории, а также по количеству и разнообразию контента. Однако российские компании работают над этим: VK Видео или Rutube вкладывают сейчас серьезные ресурсы в развитие, кроме того, появляются новые площадки. «Независимо от того, что будет с Youtube на российском рынке, альтернативы дают компаниям дополнительную возможность выбора каналов коммуникации и сегментации целевой аудитории», — заключает она.

Возможная блокировка вряд ли станет серьезным ударом для большинства пользователей, подтверждает Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ. По его мнению, многие из тех, кто размещает видео-контент, при желании вполне могут сохранить аудиторию и переместиться на отечественные площадки.

Если же говорить про российские образовательные учреждения, то они, констатирует Михаил Хачатурян, имеют выход из ситуации. В качестве примера он называет возможности «Электронной школы», платформы виртуальных кампусов или платформу MTS LINK. «Большинство вузов активно развивают внутренние образовательные порталы, где размещаются видео-лекции и учебные комплексы, посредством которых осуществляется взаимодействие преподавателей и студентов, реализуются образовательные программы. И в этом смысле возможная блокировка Youtube вообще пройдет незамеченной», — заключает эксперт.

Создание единой площадки для разнопланового видео-контента в принципе возможно, добавляет Михаил Хачатурян, но необходимости, например, для образовательных учреждений в ней нет, так как в случае реализации совместных образовательных программ вузы-партнеры открывают доступ к своим порталам и разрабатывают общий шаблон формирования контента. Есть также успешные примеры сотрудничества ведущих вузов с платформами онлайн-образования Skillbox, Нетология и другими.

Автор: Алла Кораблева

Материалы по теме:

Все материалы «Эксперта» на expert.ru

Журнал Эксперт
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag
Эксперт ️