Найти тему
Яркий фотомаркет

Как фотографу подготовиться к предметной съемке

Купить хороший фотоаппарат и стать фотографом сегодня совсем несложно, а вот научиться зарабатывать фотографией деньги, да еще на регулярной основе, задача весьма нетривиального характера. Причин тому несколько: высокая конкуренция среди начинающих фотографов, необходимость обучения, дороговизна профессионального фотооборудования, сложность в наработке начальной базы клиентов, необходимость серьезных вложений в свою рекламу. Но, как оказывается, даже преодолев все эти сложности и получив свой первый коммерческий заказ, фотограф сталкивается с высоким риском провала самой съемки. Оказывается, к любой коммерческой съемке нужно достаточно серьезно подготавливаться, в противном случае можно не то что заработать, но еще и остаться должным клиенту.

https://i0.wp.com
https://i0.wp.com

В данной статье предлагаем рассмотреть вариант подготовки фотографа к выполнению коммерческой предметной съемки. Рассмотрим полный цикл от технических вопросов и вплоть до формирования стоимости за услугу съемки.

Первое, с чего стоит начать, это с выяснения условий предстоящей съемки — прояснить, где будет проводиться сама съемка. Если это территория заказчика, то, возможно, если у самого заказчика такого нет, вам придется везти туда оборудование для съемки (свет, стойки, куб и так далее), а это стоит дополнительных денег за выезд. Если съемка происходит в студии фотографа, то сразу стоит оговорить условия приема-передачи товара, возможно, потребуется оформления акта приема-передачи товара и назначение материально ответственного лица на время самой съемки.

Второй крайне важный момент — это выполнение подготовительных работ, кто-то должен распаковать и подготовить товар для съемки, а после съемки упаковать все обратно с сохранением товарного вида самой упаковки. Не пренебрегайте этим моментом, в подавляющем большинстве случаев подготовка товара занимает до 70-90% всего съемочного времени, и если фотограф не возьмет за это деньги или не попросит предоставить ему помощников со стороны заказчика, то его работа превратиться в бесплатную каторгу.

https://nameplatesforindustry.com
https://nameplatesforindustry.com

Третий момент — согласование макетных снимков. Крайне важно не просто устно договориться с заказчиком, как должны выглядеть готовые кадра, а утвердить отснятый макет, причем по переписке. Необходимо помнить, что в случае недовольства заказчика отснятым материалом крайним окажется именно фотограф (неважно, о чем вы ранее договаривались устно) и заказчик будет настаивать на повторной бесплатной пересъемке. Наилучший вариант — это внесение процесса согласования макета в официальный договор.

Четвертый пункт — это подписание официального договора. Никогда и никому не доверяйте на слово финансовый вопрос. Хотя скорее всего заказчик сам настоит на документальном оформлении заказа, так как ему необходимы документы для финансовой отчетности.

Обязательно договаривайтесь и фиксируйте в самом договоре условия и сроки не только по выполнению съемки, но и по обработке фотографий и сдачи их заказчику. Чтобы избежать потери репутации, не доверяйте обработку фотографий клиенту. Случаи, когда заказчик просит просто снять и отдать файлы, заканчиваются для фотографа самым негативным образом. Клиент может выполнить обработку крайне некачественно и представить такой результат как итог вашей работы: «так нам фотограф снял». Помните, что слава о «криворуком» фотографе, которого стоит опасаться, разлетается в мире бизнеса многократно быстрее благодарности за хорошо выполненную работу.

https://www.lockyers.co.uk
https://www.lockyers.co.uk

Теперь немного об общении между заказчиком и фотографом и цене съемки. Фотограф всегда должен уметь обосновать стоимость, которую он называет заказчику. Считать можно по разному, например, привязаться к среднему времени, уходящему на съемку и обработку одной фотографии и спроецировать его на стоимость вашего рабочего дня. Никогда не стесняйтесь обсудить вашу работу с клиентом в подробностях, он должен понимать, за что он платит и тогда цена для него становится обоснованной. Работа фотографа для заказчика неочевидна, он, конечно, видит как вы щелкаете кнопкой фотоаппарата, но дальнейшие манипуляции с отснятым материалом для него могут оказаться неочевидными. Клиент не понимает, что вы притащили на другой конец города целую фотостудию и понесли при этом финансовые потери в виде вмененных издержек — ведь вы могли за эти два часа, которые потрачены на переезд оборудования, отснять лишнюю 100 кадров. Стоимость выезда студии на территорию заказчика всегда оплачивается дополнительно.

https://sun1-54.userapi.com
https://sun1-54.userapi.com

Отдельным пунктом договора стоит провести съемку разного по сложности товара. Черный матовый шар в глазах заказчика отличается от белого глянцевого только цветом, а для фотографа белый глянцевый шар является сложным объектом для съемки. Стоимость простой съемки, практически не требующей ретуши, может отличаться от стоимости сложной съемки с последующей постобработкой в несколько раз (как правило, в 2-3 раза). Такой вопрос должен быть обязательно оговорен с клиентом, а, значит, номенклатуру всего товара фотограф должен подробно разобрать еще до подписания цены договора.

Если у фотографа есть желание работать с клиентом и в будущем, то ни в коем случае не стоит сразу предлагать скидку на свои услуги. Заказчик получил от вас фотографии, он увидел, на что вы способны и знает их цену. Разумеется, любой клиент захочет еще больше сэкономить на следующей съемке, фотографу стоит упомянуть, что для постоянных клиентов у него скидки, но размер их он готов обсудить при следующем заказе. Если сказать размер скидки сразу, то клиент сначала поищет что-то еще дешевле и скорее всего соблазнится, не смотря на риск получить плохие кадры, более дешевым фотографом. Это нормальное положение дел в России, не стоит винить в этом заказчика, сами фотографы необоснованным демпингом довели рынок фотографии до такого состояния.

https://www.twohoursinthedark.net
https://www.twohoursinthedark.net

В заключении стоит добавить, что при должном уровне подготовки к выполнению коммерческой съемки все остаются довольными: как заказчик, так и сам исполнитель. Фотограф должен понимать, что именно он является экспертом в области фотографии (а не клиент) и обязанности обоснования цены и организации всего хода съемки лежат именно на нем.

Был ли у вас опыт неудачной коммерческой предметной съемки и в чем была его причина?

Какие вопросы вы хотели бы прояснить для себя в следующей части этой статьи?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.