Найти в Дзене
Живописные истории

«Богоматерь с Младенцем» и «Цистерцианский монах со святым Бернардом» (Реверс: «Аббатиса Жанна де Бубе»)

В нынешней конфигурации внутреннее пространство левого крыла занимает нежное изображение Богородицы с Младенцем.

На противоположном крыле изображен цистерцианский монах, преклоняющийся перед Богородицей и Младенцем. Позади него стоит святой Бернард, держа посох аббата.

Ореол Бернарда, который отличается от тех, что у Марии с Младенцем на левом крыле, может быть более поздним дополнением.

Жан Белльгамб «Богоматерь с Младенцем» и «Цистерцианский монах со святым Бернардом»
Жан Белльгамб «Богоматерь с Младенцем» и «Цистерцианский монах со святым Бернардом»

На обороте правого крыла изображена монахиня, держащая патериссу (посох аббата) и стоящая с благоговением перед раскрытой книгой и киворием (сосудом для святых даров), который установлен на алтаре, украшенном тканью с надписью «Ecce panis angelo[rum]» (Вот хлеб ангелов).

Несмотря на то, что герб на фоне цветочного гобелена неверен, монахиню можно с высокой степенью уверенности идентифицировать как Жанну де Бубе, которая была настоятельницей монастыря во Флинсе, на севере Франции, с 1507 по 1533 год.

-2

Маловероятно, что данный диптих изначально был создан в нынешнем виде.

Хотя рамы, скорей всего, являются оригинальными, и два углубления, вырезанные у левого края правой панели, указывают на расположение петель, наличие портрета на внешней стороне небольшого религиозного диптиха является весьма необычным.

Особенно с учётом того, что на оборотной стороне левой створки ничего не изображено.

-3

Изучение этого диптиха оставляет многие вопросы нерешенными.

Например, неизвестно заказывала ли монахиня Жанна де Бубэ эту работу или её портрет был добавлен позже к существующему уже диптиху.

Также не исключено, что левое крыло могло быть самостоятельным произведением мастерской Жана Беллегамба (1470–1535/36), превращенным в диптих после добавления правого крыла.

Это могло бы объяснить, почему младенец Христос смотрит на зрителя, а не на донатора на правой панели, но это не объясняет стилистического сходства между Богородицей с Младенцем и цистерцианским монахом со Святым Бернаром на левой и правой внутренних панелях, а также различий между цистерцианским монахом и Жанной де Бубе на внутренней и внешней сторонах правой панели.

В любом случае, ландшафт явно непрерывен на обеих внутренних панелях.

-4

Специалисты также отмечают стилистические различия между внутренними и внешними панелями, приписывая портрет Жанны де Бубе ученику Беллегамба, Гобену де Валансьену, ссылаясь на документ 1530 года, в котором упоминается то, что, по-видимому, является диптихом со святым Бернаром, созданным для монастыря во Флинсе.

К сожалению, Гобен известен только по документам.

Второй портрет Бубе можно найти на алтаре Селье авторства Беллегамба, где её можно увидеть в правом нижнем углу центральной панели в облике Умбелины, сестры Бернара. Алтарь Селье, заказанный Жанной де Бубе, датирован 1509 годом.

Алтарь Селье
Алтарь Селье

Интерьер данного диптиха Фрика — прекрасная и типичная работа Жана Беллегамба, демонстрирующая усвоение им нидерландских моделей.

Трудно предложить конкретную дату создания этих панелей, и, безусловно, следует рассмотреть возможность того, что изображение Жанны де Бубе было добавлено позже.

Поскольку Бубе держит посох, её портрет датируется периодом между 1507 и 1533 годами, когда она была настоятельницей монастыря во Флинсе.

Увидеть диптих можно в Художественном и историческом центре Фрика в Питтсбурге.