В последнее время по стране строят огромное количество новых дорог, в том числе мега-проекты вроде М-11 "Нева" и М-12 "Восток". Вот только незадача - множество новых трасс является платными.
В Московской области осталось только 2 официальных бесплатных автомагистрали - М-2 "Крым" (Симферопольское шоссе) и М-9 "Балтия" (Новорижское шоссе). И на одну из них у чиновников есть планы.
Автомагистраль - дорога А1 категории, обозначенная знаком 5.1
Бесплатная магистраль на запад
Новорижское шоссе является одной из главных подмосковных артерий. Трасса проходит от Москвы до самой границы с Латвией, а в границах Московской области является ключевой дорогой до Красногорска, Нахабино, Дедовска, Истры, Волоколамска и др. 10 лет назад провели масштабную реконструкцию дороги, благодаря чему теперь на ней 8 полос движения (4+4) до трассы А-107 (Малая бетонка) и 6 полос (3+3) от А-107 до А-108 (Большая бетонка).
Категория трассы A1 - полноценная автомагистраль с разрушенными 110 км/ч. По трассе удобно ездить не только в сторону Волоколамска, но и в ближайшее Подмосковье, используя её как альтернативу Ильинскому и Рублево-Успенскому шоссе.
Интенсивность движения по М-9 огромная, и, несмотря на ряд спорных моментов, дорога является одной из образцовых трасс. Казалось бы, что ещё нужно: содержите, ремонтируйте и дайте водителям спокойно и с комфортом пользоваться хорошей дорогой.
Но не тут-то было.
Бусы на золото
Небольшая справка.
Сейчас трасса М-9 "Балтия" в границах Московской области находится на балансе Росавтодора (того, которое "Федеральное дорожное агентство"). Росавтодор отвечает за все бесплатные федеральные дороги в России. На деньги агентства проводилась реконструкция дороги, на его же деньги сейчас дорога содержится.
Но есть в РФ ещё одна структура - Государственная компания "Российские Автомобильные Дороги", или коротко: ГК "Автодор". Структура эта также отвечает за федеральные трассы, но только за платные (М-4 "Дон", М-12 "Восток", А-113 "ЦКАД" и др.).
В 2019 году в ответственность ГК "Автодор" отдали подмосковную дорогу А-105 "Подъезд к аэропорту Домодедово". Трасса протяженностью 22 км проходит почти параллельно "платке" М-4 "Дон", и чиновники решили, что целесообразно отдать две дороги под общее управление, ведь к тому же были большие планы по строительству "связки" между двумя трассами протяженностью более 6 км.
Но план со связкой М-4 и А-105 так и не реализовался (частично виной тому стала Южно-Лыткаринская автодорога, о которой я уже писал). В итоге в руках Автодора оказалась ненужная им маленькая трасса, которую к тому же даже нельзя сделать платной! (нет бесплатной альтернативы для подъезда к аэропорту).
Тут самое время спросить: а при чем тут Новорижское шоссе?
Все очень просто. У чиновников в Автодоре созрел гениальный план.
ГК "Автодор" отдаст Росавтодору а/д А-105 "Подъезд к аэропорту "Домодедово", но взамен заберет себе трассу М-9 "Балтия" от Москвы до Волоколамска.
Гениально, не правда ли? Обменять 22 км дороги на 97 км.
Такое вообще возможно?
В теории - да. В ведомстве какого управления будет находится та или иная дорога федерального статуса определяют в Правительстве РФ. Так указ о передаче А-105 в 2019 году подписал Д. Медведев. Так что теоретически М. Мишустин может поступить аналогичный указ. Юридически М-9 "Балтия" идеально подходит под платную дорогу, ведь у неё есть бесплатная альтернатива в виде Волоколамского шоссе
Характеристики трассы и её расположение также делают её очень удобной для ввода платности. Как я уже писал, это недавно реконструированная магистраль с хорошим покрытием и разрешенным скоростным режимом 110 км/ч. Технически дорога лучше, чем недавно построенная М-12 "Восток".
Фактически мы имеем готовую платную трассу, осталось только поставить пункты сбора платы и готово - пополняй бюджет за счёт водителей без особых капиталовложений. Не нужно даже делать расширений, строить шлюзы и ставить шлагбаумы - М-12 и ЦКАД показали эффективность системы free-flow, так что для сбора платы достаточно установить рамки с телематическим оборудованием. Все недовольные - на бесплатное Волоколамское шоссе, стоять в километровых пробках.
Разумеется, такой расклад не нравиться никому, кроме верхушек ГК "Автодора". Пока в ФДА Росавтодор также не готовы отдавать одну из своих лучших дорог в платное пользование. Но куда в дальнейшем повернется вектор государственной политики - никому не известно.
Прошу помочь продвижению этой статьи максимальным репостом.
Чем больше людей будет знать о данных планах, тем меньше вероятность, что их без шума реализуют