Первые платные дороги в современной России появились почти одновременно с конституцией, однако были мало-заметны. Но с тех времен прошло уже 30 лет, и за это время платные дороги стали для россиян неизбежной реальностью, а для жителей Московского региона - обыденностью. Ведь вслед за платными трассами М-4 "Дон", М-11 "Нева" и свежей М-12 "Восток" началась настоящая экспансия "платок" в Москву и Подмосковье.
Мы уже писали про "Мытищинскую хорду", МСД и даже замеряли, сколько машин проезжает по платному проспекту Багратиона, но это ещё не всё. Встречайте - ЮЛА!
Как завертелась ЮЛА
За вертлявой (простите за каламбур) аббревиатурой ЮЛА скрадывается, как вы уже поняли, Южно-лытаринская автодорога, она же "Лыткаринская платная дорога" или "Новолыткаринское шоссе". С единым названием до сих пор не определились,, так как "по паспорту" дорога и вовсе завётся "Солнцево – Бутово – Видное – Каширское шоссе – Молоково – Лыткарино – Томилино – Красково – Железнодорожный" (СБВ-ЛТКЖ).
Идея построить такую дорогу витала давно и напрашивалась сама собой для связи обширной агломерации ближайших подмосковных городов и столичных районов за МКАД. А с того момента, как в 2012 году нерезиновую все же прорвало на юго-запад, а новые московские территории начали активно застраивать и развивать в них транспортную инфраструктуру, потребность в связующей дороге стала ещё очевиднее, ведь все пути, так или иначе, лежат через Москву или МКАД. Так и родился новый проект.
Но сразу появилась проблема: если "московскую" часть стоят на необъятный столичный бюджет, то часть по территории Мособласти (а это бОльшая часть) должна строиться на деньги региона. Крылатая "денег нет" отлично описывает ситуацию с бюджетом Подмосковья на такой масштабный проект. Но выход нашли, им стала концессия.
Напомним, что в максимально упрощенно концессию можно описать так: частный инвертор выделяет деньги, что-то строит, эксплуатирует и получает прибыль от этого объекта в течении N-го времени. Очевидно, что для этого дорога должна быть платной.
Кто стоит дорогу
В феврале 2020 года было заключено концессионное соглашение. Концендентом (то есть заказчиком) выступило правительство Московской области, а вот концессионером стала ООО "Лыткаринская платная дорога" - специально созданная компания для привлечения инвестиций, строительства, ремонта и эксплуатации дороги. Основным владельцем компании (с долей 99,9 %) сегодня является ООО "РУСДОР-ФИНАНС". Последняя, как сообщали СМИ, связана с нынешним Министром финансов РФ Антоном Силуановым.
Зная это отпадают вопросы, откуда компания нашла деньги на инвестиции в размере десятков миллиардов (!) рублей, получила безупречное концессионное соглашение, которое защищает её от любого риска, и успешно лоббирует любые вопросы в правительстве Московской области. Главным "спонсором" строительства при этом выступает Газпромбанк.
Также изначально основным владельцем ООО "Лыткаринская платная дорога" являлась ГК "Регион" (с долей 70%), которую связывают с Роснефтью. Она же финансировали проект на стадии проектирования. Однако после начала войны СВО и последовавших санкций, ГК "Регион" скоропостижно покинула проект, продав всю свою долю ООО "РУСДОР-ФИНАНС". Учитывая, что по оценке независимых экспертов, после введенных ограничений стоимость строительства должна подорожать на 100-120 млрд. (!) рублей, это вполне логичное действие.
Сроки строительства
Строительство дороги собираются завершить к 2025 - 2026 годам. Разброс в год вызван тем, что по срокам трассу должны сдать в 26 году, но власти и строители очень хотят сделать это досрочно в 25, о чем неустанно говорят даже устами губернатора.
Темпы строители взяли бодрые, но учитывая тот факт, что строительство началось только в августе 2022 года (при запланированном годом ранее), то пока ударные темпы больше выглядят как наверстывание упущенного, нежели попытка перегнать план.
С момента сдачи объекта в эксплуатацию, концессионер будет эксплуатировать её на платной основе 24 года. После этого дорога будет передана в региональную собственность.
Стоимость строительства
Стоимость строительства дороги, в соответствии с заявлением представителей правительство Подмосковья, составит 156,8 млрд. рублей, из них 54,6 млрд. рублей - бюджетные деньги.
Прохождение трассы и съезды
"Паспортное" название трассы ("Солнцево – Бутово – Видное – Каширское шоссе – Молоково – Лыткарино – Томилино – Красково – Железнодорожный") легко дает понять, как она пройдет, даже без схемы дороги перед глазами. Но и тут есть несколько "НО".
Во-первых, ЮЛА - это участок от Симферопольского шоссе до М-12. Участок "Солнцево - Бутово" строиться столичными властями. И он будет бесплатным!
Во-вторых, участок от М-12 до Железнодорожного (пересечение с Носовихинским шоссе) выпал их проекта из-за Кучинского полигона, срочную рекультивацию которого заблокировали экологи, и неготовности "Носовихи" принять на себя нагрузку с ЮЛЫ.
Всего на трассе будет предусмотрено 10 транспортных развязок:
- с трассой М-2 "Крым" (Симферопольское шоссе) и МСД (ЮВХ)
- со старым Каширским шоссе
- с трассой А-105 "Подъезд к аэропорту Домодедово
- с Володарским шоссе
- к деревне Андреевское (идет строительство нового жилого района с подъездной дорогой)
- с Тураевским шоссе (подъезд к Лыткарино с юга)
- с Лыткаринским шоссе (подъезд к Лыткарино с севера и к ЖК Томилино парк)
- с трассой М-5 "Урал" (Новорязанское шоссе), в том числе с новым строящимся обходом Октябрьского.
- с Егорьевским шоссе
- с трассой М-12 "Москва-Казань" и МСД (СВХ).
Таким образом дорога, протяженность которой менее 50 км, получит существенное количество съездов, причем не только к федеральным трассам, но и к другим объектам притяжения. Это большой шаг вперед, поскольку до этого все платные дороги в РФ строились по типу трубы из точки А в точку Б с парой сопутствующих съездов. Здесь же мы видим полноценную транспортную сеть. При этом стоит отметить целесообразность строительства съезда с трассой М-4 "Дон", которого, почему-то, нет.
Также нетрудно заметить, что трасса "замкнет" на себе 2 выхода МСД (которая состоит их двух хорд) в Московской области - с ЮВХ на юге и с СВХ на востоке.
Характеристики дороги
К данной таблице стоит добавить, что фактическая протяженность дороги, согласно последним уточнениям, составит 44,84 км.
Стоимость проезда
Стоимость проезда будет начинаться от 10,92 рублей за 1 км для легковых авто и мотоциклов и будет подлежать ежегодной индексации (то есть ежегодно стоимость проезда будет расти). Ниже приведена таблица из концессионного соглашения:
Также другой таблице установлена предельная стоимость проезда по всему платному участку от М-2 "Крым" до М-12 "Восток":
Это больше, чем М-12 или М-11, но в разы меньше Проспекта Богратиона (северный дублёр Кутузовского проспекта) в Москве иди ЗСД в Санкт-Петербурге.
Проезд будет осуществляется по системе free-flow, то есть без пунктов оплаты, как сейчас на ЦКАД или М-12.
ИТОГ
Резюмирую вышесказанное стоит разделить новую дорогу на плюсы и минусы.
Плюсы:
- Дорога действительно станет "южным дублёром МКАД" и соединит между собой южную Подмосковную агломерацию.
- Появиться новая дорожная сеть, улучшиться доступность отдельных участков, в т.ч. Лыткарино (сейчас в город можно попасть только через Новорязанское шоссе)
- Будут снижены перепробеги, планируется разгрузка улично-дорожной сети Москвы (особенно МКАД).
- Уменьшение вредных выбросов от авто за счёт уменьшения перепробега и заторов
- Создание новых рабочих мест для обеспечения работы инфраструктуры трассы
Минусы:
- Дорога будет платной, что снизит её КПД.
- Снижение комфорта жителей прилегающих территорий.
Автобан пройдет в непосредственной близости от новых ЖК, разрежет существующую связь между деревнями и СНТ. Некоторые частные дома пойдут (точнее уже пошли) под снос. В частности дорога затронет СНТ "Победа" ,СНТ "Лира", СНТ "Долгий Луг", село Ермолино, деревню Мисайлово и село Молоково.
Разумеется, дорога под окном является мало приятным сюрпризом для местных жителей, тем более съезды с трассы в ЖК и деревни не предусмотрено.
3. Полезный экологический эффект нивелируется негативным от вырубки леса, осушения водоёмов и остальных, сопутствующих строительству дороги, процессов (особенно это ощутят жители ЖК и СНТ, чьи дома окажутся менее чем в 100 метрах от трассы).
4. Так и не будет решен вопрос с транспортной доступности Железнодорожного и Носовихинского шоссе.
Реально значимым минусом является только № 2, т.к. с остальными, так или иначе, что-то можно сделать, а вот куда деться от трассы под окном - вопрос риторический. Но, к сожалению, плотность жилищной застройки не позволяет построить новые дороги в такой близости от Москвы без жертв. Проектировщики и так достаточно бережно проложили дорогу, предпочтя сделать крюк в километр вместо прохождения дороги через очередной СНТ.
Надеемся, что все указанные минусы будут компенсированы имеющимися плюсами от дороги. Мы ждём завершения строительства и обязательно опробуем дорогу на колесо.
Ну а пока стройка продолжается, мы будем следить за ней и писать о самом важном и интересном.
Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не упустить ;)
Читайте на канале: