#битва за Атлантику#германский флот#линкор "Бисмарк"
Он лежит на пологом склоне потухшего подводного вулкана, на глубине 4790 метров, примерно в 400 милях от французского побережья, к которому он так стремился добраться в мае 1941 года.
Его останки были обнаружены 8 июня 1989 года, в точке с приблизительными координатами 48 градусов 10 минут северной широты и 16 градусов 12 минут западной долготы. Именно там, со второй попытки, после неудачи в 1988, экспедиция возглавляемая Робертом Баллардом нашла то, что осталось от германского быстроходного линкора «Бисмарк».
В ходе обследования было установлено, что корпус линкора лежит почти на ровном киле по ватерлинию погруженный в донные отложения. Башни главного калибра были найдены неподалеку, «Бисмарк» потерял их, перевернувшись уже под водой, также отсутствует небольшой фрагмент кормовой оконечности. В целом остов линкора весьма неплохо сохранился, вопрос о том, что привело к затоплению "Бисмарка", весьма щепетильный для британцев, однозначного ответа не имеет. Официально считается, что отправил "Бисмарк" на дно артиллерийский огонь британских кораблей и торпедный залп тяжелого крейсера "Дорсетшир" . А вот по результатам обследования, бортовой броневой пояс прикрывающий ватерлинию, цитадель линкора следы попадания британских снарядов имеют, но пробитий нет. Спасенные члены экипажа "Бисмарка" однозначно утверждали, что к потоплению привело исполнение ими приказа о открытии кингстонов и подрыве специальных зарядов. Более поздняя экспедиция Джеймса Камерона однозначно установила, что кингстоны «Бисмарка» открыты, получается, что вывести из строя орудийные башни, разнести надстройки британцы смогли, но вот потопили "Бисмарк" сами немцы, не совсем приятный для английского флота результат.
Герой материала был частью принятого нацисткой Германией кораблестроительного плана под кодовым обозначением – Z. По этому плану «Бисмарк» являлся головным в серии из шести быстроходных линкоров, по факту на начало войны построить успели только двоих, что и понятно, план Z хотели завершить к 1947 году, а начавшаяся война была для его составителей полной неожиданностью. Дальнейший неудачный для Германии ход войны в итоге поставила на плане Z жирный крест. Именно "Бисмарк" стал первым полноценным линкором построенным в Германии после Первой мировой войны, свое имя он получил в честь канцлера Отто фон Бисмарка, человека объединившего Германию. Заложили «Бисмарк» 1 июля 1936 года, на верфи Blohm & Voss, в Гамбурге. Его единственного собрата «Тирпица» заложили 2 ноября 1936 года на верфи Кригсмарине в Вильгельмсхафене.
При разработке «Бисмарка» камнем преткновения стала его силовая установка, изначально планировалась комбинация из дизелей и паротурбинной установки на паре высокого давления. Использование дизелей позволяло увеличить дальность и время автономности, но разогнаться на дизелях до желаемых 30 узлов было не реально. К тому же дизельная установка компактной явно не была, ну и самый сложный вопрос – это переход с дизелей на турбины, какими бы умелыми механиками немцы бы небыли, в тот раз приемлемого варианта решения проблемы так и не нашлось. Было принято решение остановиться на паротурбинной установке, но у этой установки был свой серьезный минус. Состоял этот минус в просто чудовищном расходе нефти при движении на максимальной скорости. Решение нашли в создании сети снабжения из танкеров, которые должны были скрываться на просторах океанов, вдали от основных морских путей. Англичанам лишь под конец войны удалось перетопить большую часть этих блуждающих заправок.
Спустили «Бисмарк» на воду 14 февраля 1939 года, а в состав флота он был введен 24 августа 1940 года, жить ему осталось меньше года, но тогда никто об этом и подумать не мог.
Англичане очень внимательно изучали новый немецкий линкор и были весьма встревожены его техническими характеристиками, немцы же успокаивали их, утверждая, что дальше Балтийского моря «Бисмарк» ходить не будет. Английское адмиралтейство сделало вид, что успокоилось, но само начало прорабатывать меры на случай прорыва "Бисмарка" в Атлантический океан, прорыв это не заставил себя долго ждать.
Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, носила по началу вялотекущий характер, но молниеносное поражение Франции в июне 1940 года резко изменило баланс сил. Англия оказалась по сути в одиночестве, а флот Германии получил несколько отличных баз на побережье Франции, что в условиях идущей битвы за Атлантику, весьма серьезно осложнило и без того не простое положение британского флота.
Как и ранее самым уязвимым местом Британии были ее морские коммуникации, по которым она получала все необходимое, перекрытие этих коммуникаций было равно поражению в войне. Германский флот использовал для атак на торговые и военные конвои подводные и надводные силы, что привело к их негласному соперничеству, в котором подводный флот значительно превосходил надводный по результатам при меньших затратах на свое содержание. Данный факт привел к тому, что в руководстве третьего Рейха был поставлен вопрос о том насколько немецкому флоту вообще необходимы крупные надводные корабли? Корень проблемы крылся в остром дефиците нефти, которую при выполнении боевых операций крупные надводные корабли пожирали просто в чудовищных количествах.
Сторонникам крупных надводных кораблей в германском флоте после ввода в строй "Бисмарка" и "Тирпица" нужен был однозначный крупный успех, для чего была начата подготовка к операции "Рейнские учения" основными ее участниками должны были стать "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Ойген". При подготовке Вице-адмирал Гюнтер Лютьенс, назначенный командовать соединением, просил дождаться доведения до готовности второго линкора проекта - "Тирпица", чтобы проводить операцию совместно с ним, но командовавший германским флотом Гросс-адмирал Редер отказал, результат ему нужен был чем быстрее тем лучше.
С самого начала оперция пошла не совсем гладко, при прохождении пролива Скагеррака соединение было замечено шведским крейсером "Готланд", а к 21 мая 1941 года дошла до английского адмиралтейства. Впрочем шанс прорваться незамеченным на транспортные коммуникации у немцев еще был, но не повезло, 23 мая их заметили британские тяжелые крейсера "Норфолк" и "Саффолк". Они поддерживали с ними радарный контакт, наводя на них силы британкого флота. Попытавшийся отогнать британцев "Бисмарк" повреждает свой радар сотрясением от собственных орудий главного калибра. Пока радар "Бисмарка" приводят в порядок, вперед выходит "Принц Ойген", так они и выходят на встречу с британским линейным кроейсером "Худ" и линкором "Принц Уэльский". А далее происходит бой в Датском проливе, которого по идее не должно было быть, если бы германские корабли просто уклонились, кстати согласно основно задаче операции они так и должны были поступить. Данное сражение описывается во многих произведениях, исходя из которых выходит, что немцы просто не сдержались. Итог этого боя известен британский флот лишился своего так превозносимого английской пропагандой "Могучего Худа", причем погиб он просто невероятно скоропостижно, в "лучших" традициях британских линейных крейсеров взорвавшихся в ходе Ютландского сражения. Линкору "Принс Уэльский", оказавшемуся в одиночку протих двух германских рейдеров досталось так, что он был вынужден экстренно выходить из боя. Тут опять странность, имевшие все шансы добить серьезно поврежденного британца "Бисмарк" и "Принц Ойген" отворачивают, на мостике "Бисмарка" внезапно вспоминают о основной задаче операции. Да "Принц Уэльский" добился попадания в носовые топливные цистерны "Бисмарка", но это было скорее досадное, чем фатальное, попадание добить своего обидчика оно "Бисмарку" не мешало никак. Скоротечная гибель британского линейного крейсера "Худ" была использована германской пропагандой по полной, "Бисмарк" еще при спуске воспеваемый ей как лучший из лучших с лихвой оравдывал все ожидания пропагандистов и нетолько их.
Однако повреждение носового топливного танка все же ограничивало радиус действия "Бисмарка", тяжелый крейсер "Принц Ойген" повреждений не имел, Вице-адмирал Гюнтер Лютьенс принимает решение разделиться, чтобы осложнить британцам поиск и расширить зону перехвата торговых и военных конвоев. Поврежденный "Бисмарк" начинает двигаться во французский Брест.
Английское адмиралтейство получает от руководства страны, в лице премьер-министра Черчеля задачу использовать любые средства для потопления "Бисмарка", потрясение от потери "Худа" было столь велико, что из чисто военной, задача быстро становится политической, делом чести для Британии. Идет сосредоточение сил, но тут британцы теряют контакт с "Бисмарком". Казалось бы у немецкого линкора появился реальный шанс уйти от возмездия, дождевые шквалы бушивавшие над Антлантическим океаном ограничивали использование в поисках авиации, но одному из самолетов британского берегового командования несказанно везет. В одном из просветов между дождевыми облаками он замечает сначала нефтяной след, а идя по нему находит сам "Бисмарк" и сообщает британскому командованию точные курс и скорость германского линкора. На перехват кидаются британские линкоры, авианосцы, эсминцы - все, что удалось собрать. Одному из британских торпедоносцев везет, он попадает в уязвимое место "Бисмарка", рулевое управление. Данное повреждение оказывается фатальным, исправить его в море возможным не представляется, поврежденный "Бисмарк" теперь может бегать только по кругу.
Конец настал 27 мая 1941 года в 10:40 утра по местному времени, "Бисмарк" перевернулся и отправился на дно к месту своего вечного упокоения. Британские линкоры "Король Георг V" и "Родни" расстреливали "Бисмарк" почти в упор, тяжелый крейсер "Достершир" под финал дал торпедный залп, но как писалось в начале материала, затопил "Бисмарк" все же его собственный экипаж.
Потеря "Бисмарка" привела к запрету на определенное время рейдерских операций крупных надводных кораблей германского флота, а потом британская авиация изгнала их с французских баз в Норвегию и на Балтику. Гибель "Бисмарка" вызывает много вопросов, он был уже практически в зоне действия немецкой авиации, рядом были германские подводные лодки, но все они не пришли к нему на помощь в нужный момент, они почему то опоздали. Если с авиацией все как то можно списать на извечный конфликт командующего флотом Редера и рейхсмаршала авиации Геринга, то с подводными лодками внятных объяснений нет. А вот тяжелый крейсер "Принц Ойген" практически без приключений добрался до берегов Франции, правда топить вражеские торговые корабли он даже не пытался.
В истории Второй мировой войны "Бисмарк" стал первой самой крупной потерей германского флота, второй в конце войны стал его собрат "Тирпиц". Погиб "Бисмарк" героически не спустив флаг, однако в плане исполнения поставленной перед ним задачи это был провал.