Найти в Дзене

Кричит, плохо спит или выгибается? Какие бывают неврологические синдромы у детей

Иногда, чтобы точно установить у ребенка природу нарушений в нервной системе, и адекватно начать их лечить, необходимо выделить отдельные синдромы, сочетание которых и дает особенное течение болезни. Зачастую синдромы выделяют отдельно, помечая в карте ребёнка, они требуют динамичного наблюдения, так как могут проходить.

Синдром – это сочетание проявлений и закономерность повторения симптомов, взаимно между собою связанных. Например, повышение тонуса мышц, частый плач и чрезмерная пугливость, все эти проявления можно отнести к синдрому гипервозбудимости малыша.

Синдромы неврологического характера пугают родителей, хотя в большинстве своем, они являются только характеристикой болезни, они сопровождают некоторые заболевания или являются их осложнениями. Синдромы не являются диагнозом, они являются лишь поводом для особого внимания, так как со временем могут исчезать. В детской неврологии особенного внимания заслуживают:

- синдром гипервозбудимости,

- гипертензионно-гидроцефальный синдром,

- судорожный синдром,

- церебрастенический синдром.

-2

Синдром гипервозбудимости

Проявления данного синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости ребенка и нарушений сна. При осмотре может быть усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.

Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.

В дальнейшем по мере роста ребенка могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражения, но они быстро истощаются.

-3

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

В основе данного синдрома лежит повышение внутричерепного давления с расширением ликворных пространств черепа в результате избыточного скопления в них цереброспинальной жидкости. Синдром имеет право на существование только при наличии клинических проявлений, одних данных УЗИ о расширении желудочков недостаточно.

Повышение внутричерепного давления может проявляться гидроцефалией с усиленным россом головы и расширением швов, выбуханием родничка. Возникает диспропорция между мозговым и лицевым черепом, клинические проявления ВЧД – мозговой крик, закатывание глаз, рвота и сильные срыгивания, нарушение психического развития.

Судорожный синдром

Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.

-4

Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой. Либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождение мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.

Церебрастенический синдром

В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни). При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности (носится, как угорелый) или наоборот, гиподинамии (тихонько сидит в уголочке).

В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.

Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.

Наука
7 млн интересуются