Найти тему
Музло, бухло и котики

Все, что вы хотели знать о дизайне конверта альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd (и даже чуть больше)

Пластинка The Dark Side of the Moon знаменита не только музыкально, но и с точки зрения дизайна - сегодня вспоминаем историю ее создания.

Дизайнеры из Hipgnosis встречались с музыкантами Pink Floyd (они были давно хорошо знакомы) еще до того, как представить свои варианты конверта The Dark Side of the Moon. Во время одной из таких встреч в студии Abbey Road, когда им в первый раз включили саму музыку, Рик Райт, которому поднадоели фото от Hipgnosis на обложках предыдущих альбомов группы, высказался, что обложка должна быть графической, не фотографической, и простой, приведя в пример упаковку английских конфет Black Magic.

-2

"Инструкции" от группы не обрадовали дизайнеров, так как графика не была их сильной стороной, но они решили сделать большинство макетов так, как им самим больше нравилось, Hipgnosis надеялись, что музыканты позднее изменят свое решение, подготовив лишь один, как просил Райт.

Однажды в процессе подготовки эскизов для Pink Floyd Обри "По" Пауэлл, один из сооснователей Hipgnosis, просматривал научно-популярную книжку для детей и подростков из серии "The how and why. Wonder book of", посвященную свету и цветам (Light and color), в этот момент к нему со словами "Нашел" подошел Сторм Торгерсон, второй основатель Hipgnosis. Изображение призмы, через которую проходит свет и разделяется на семь цветов (в физике это явление называется "дисперсией света"), оказалось главным "вдохновением" для дизайнеров при создании еще одного варианта оформления, графического, как и просил Рик Райт.

Внимание на нижний правый угол
Внимание на нижний правый угол

Ни Пауэлл, ни Торгерсон не обладали достаточными профессиональными навыками для создания подобных графических макетов, поэтому они пригласили еще одного дизайнера, Джорджа Харди, именно он создал обложку дебюта Led Zeppelin.

Главными отличиями макета от иллюстрации в книге были цвет фона и отсутствие полноценного синего цвета среди лучей (это объяснялось тем, что он может плохо выглядеть на рисунке). Еще одним источником вдохновения называется и обложка Концерта для фортепиано с оркестром № 5 Бетховена, выполненная Алексом Штайнвайсом за пару десятилетий до выхода The Dark Side of the Moon. На ней, кстати, тоже только шесть цветов. Правда, ни один из дизайнеров Hipgnosis никогда в своих воспоминаниях не упоминал об этом альбоме.

-4

В итоге студия Hipgnosis подготовила для Pink Floyd целых восемь вариантов (иногда называются цифры 6 или 7) дизайна конверта The Dark Side of the Moon. Фаворитом у Сторма Торгерсона было изображение серфера в космосе, пролетающего недалеко от Луны. Его оригинал, как считается, утерян, но он напоминал Серебряного Сёрфера из комиксов Marvel. По словам Обри Пауэлла, тогда они были увлечены графикой Marvel.

Серебряный Сёрфер Marvel
Серебряный Сёрфер Marvel

Когда музыкантам презентовали все варианты, они единогласно и очень быстро выбрали именно тот, на котором была изображена призма и цветные лучи, про оставшиеся варианты никто из Pink Floyd больше и не вспоминал. Оформление ассоциировалось не только с музыкой на The Dark Side of the Moon, но и концертными выступлениями группы, во время которых использовались проекции на экран и световое шоу, а сами Pink Floyd находилась в темной части сцены.

Во внутренней части раскрывающегося конверта разместили слова песен, на The Dark Side of the Moon музыканты Pink Floyd были уверены в поэтическом таланте Роджера Уотерса.

-6

Также во внутренней части конверта можно было увидеть пульс человеческого сердца на осциллографе, это была идея Роджера Уотерса, предложившего визуализировать это звук с первого трека The Dark Side of the Moon "Speak to Me".

На наружной стороне конверта начало входящих и конец исходящих лучей были расположены на одной уровне, благодаря этому пластинки можно было соединять друг с другом, создавая фактически бесконечную инсталляцию, чем пользовались владельцы некоторых магазинов, выставляя так The Dark Side of the Moon на витринах.

-7

Одним из ранних вариантов упаковки альбома была коробка, но из-за высокой себестоимости от нее отказались, однако The Dark Side of the Moon по дизайну не был просто еще одним альбомом в раскладном конверте, к нему еще добавили по два плаката и набора наклеек.

-8

И если на первом постере были концертные фото музыкантов группы, то второй был уже концептуальным.

-9

На плакате были изображены пирамиды в египетской Гизе, по концепции Hipgnosis они должны были добавлять больше таинственности в дизайне альбома. Специально для съемок фото Сторм Торгерсон с женой и дочерью, а также Пауэлл 3 января 1973 года на десять дней полетели в Египет.

Наклейки, их автором был все тот же Джордж Харди, также графически были основаны на египетских пирамидах.

-10

Весь дизайн от Hipgnosis для The Dark Side of the Moon стоил 5 000 британских фунтов, серьезная для начала 70-х сумма, причем студия сохранила себе часть прав, которые позднее группа выкупила за дополнительную сумму.

По воспоминаниям Обри Пауэлл, он и покойный Сторм Торгерсон долго не рассказывали настоящую историю о том, как они придумали концепцию дизайна для The Dark Side of the Moon, постоянно придумывая новые версии, чтобы придать своему творческому процессу больше таинственности. Например, благодаря отражению от вращающейся двери в аптеке, масляному пятну на воде или фотографии из книги, напечатанной во Франции, причем все это могло придумываться уже по ходу интервью дизайнеров.

История обложки The Dark Side of the Moon и дизайнеров из Hipgnosis не закончилась с выходом альбома в 1973 году, как можно было подумать. Для последующих переизданий Pink Floyd также приглашали Торгерсона и Пауэлла.

Для издания The Dark Side of the Moon в честь его двадцатилетия в 1993 году Торгерсон создал абсолютно новый вариант обложки с призмой, и это уже был не рисунок, а фотография, но дизайнер изменил (уже на компьютере) углы преломления, чтобы они соответствовали оригинальному рисунку.

-11

В 2003 году к тридцатилетию The Dark Side of the Moon появился новый вариант обложки - выполненный как витраж компанией Lead and Light из Лондона, а дизайнерами снова руководил Сторм Торгерсон.

Оригинальный витраж
Оригинальный витраж

Для переиздания The Dark Side of the Moon в виде бокс-сета в 2011 году (и нескольких следующих переизданий) артворк до своей смерти в 2013 успел подготовить Сторм Торгерсон и его студия StormStudios.

К пятидесятилетнему юбилею The Dark Side of the Moon в 2023 вышло еще одно его издание в боксе (по музыкальному контенту оно, правда, серьезно уступало предыдущему) - в этот раз дизайн разработала компания Pentagram Partners.

-13

Конверт для издания концертной записи The Dark Side of the Moon 1974 года принадлежал Обри Пауэллу и дизайнеру StormStudios Питеру Керзону.

-14

Идея, правда, очень сильно напоминала оригинальные рисунки Джорджа Харди, на которых объяснялся дизайн конверта с технической точки зрения.

-15

В 2024 году появился последний на данный момент вариант дизайна - на прозрачную пластинку была нанесены легендарная призма и лучи света.

-16

Сторм Торгерсон знал о существовании российской версии обложки, с которой альбом нелегально выпустил лейбл Antrop в 1992 году, про нее в одной из своих книг дизайнер высказался, что с художественной точки зрения она "наслаждение", хотя ни законы физики, ни искусства в ней не соблюдались.

-17

И Торгерсон, и Пауэлл считали, что их дизайн по величию никогда не превосходил музыку на The Dark Side of the Moon, именно благодаря альбому его конверт стал одним из самых известных в мире, а наоборот.

История создания The Dark Side of the Moon - часть 1, часть 2, часть 3

Сколько стоила легендарная свинья с обложки пластинки Animals группы Pink Floyd?