Найти в Дзене
Музло, Бухло и Котики

The Dark Side Of The Moon: история создания альбома Pink Floyd - часть 3

9-го января 1973-го года группа вернулась в студию на Эбби-роуд, но не чтобы продолжить работу над The Dark Side Of The Moon, а для подготовки "звуковой дорожки" к балетной постановке Ролана Пети The Pink Floyd Ballet в Париже. Дело в том, музыканты из-за своего студийного графика не могли участвовать во всех выступлениях, поэтому в части из них звучала специально сведенная фонограмма. Кстати, в одном из отделений этого парижского шоу Ролана Пети танцевала и советская балерина Майя Плисецкая, однако, это происходило не под музыку британцев, а австрийца Густава Малера, хотя на афише их имена и стояли рядом. Гилмор неплохо отвечает на французском. Вернувшись из Парижа, участники команды наконец продолжили "шлифовать" будущий The Dark Side Of The Moon, начиная с 18-го января они снова погрузились в студийную атмосферу Эбби-роуд, по 25-е января музыканты дописывали инструментальные партии. В этот момент Роджеру Уотерсу пришла идея записать "интервью", суть которых пересекалась с темами

9-го января 1973-го года группа вернулась в студию на Эбби-роуд, но не чтобы продолжить работу над The Dark Side Of The Moon, а для подготовки "звуковой дорожки" к балетной постановке Ролана Пети The Pink Floyd Ballet в Париже. Дело в том, музыканты из-за своего студийного графика не могли участвовать во всех выступлениях, поэтому в части из них звучала специально сведенная фонограмма. Кстати, в одном из отделений этого парижского шоу Ролана Пети танцевала и советская балерина Майя Плисецкая, однако, это происходило не под музыку британцев, а австрийца Густава Малера, хотя на афише их имена и стояли рядом.

Гилмор неплохо отвечает на французском.

Вернувшись из Парижа, участники команды наконец продолжили "шлифовать" будущий The Dark Side Of The Moon, начиная с 18-го января они снова погрузились в студийную атмосферу Эбби-роуд, по 25-е января музыканты дописывали инструментальные партии. В этот момент Роджеру Уотерсу пришла идея записать "интервью", суть которых пересекалась с темами альбома, например, насилием или безумием, и включить их фрагменты в музыкальную структуру пластинки. Для этого приготовили несколько карточек с такими вопросами, как "Боишься ли ты умереть?" или "Ты когда-нибудь думал, что сходишь с ума?".

20 и 21 января в Студию 3 пригласили нескольких человек из окружения Pink Floyd (в основном роуди (сценических рабочих в турах)): Криса Адамсона, Бобби Ричардсона, Роджера Мэнифолда, по кличке "Шляпа", а также концертного менеджера Питера Уоттса (отца известной актрисы Наоми Уоттс) и его тогдашней жены Патрисии. Кроме этих "персонажей" позвали и записывавшихся в это же время в студии - Пола и Линду Маккартни, гитариста The Wings - Генри Маккалоу. Задействовали также хозяйственного работника студийного комплекса Эбби-роуд ирландца Джерри О’Дрисколла и звукорежиссера Алана Парсонса. Последний, правда, не смог придумать интересный ответ на вопрос "О чем же вы думаете The Dark Side Of The Moon?" и его голос на запись так и не попал, как и интервью обоих Маккартни. Уотерс ждал неожиданных и честных высказываний, как он позже объяснял: "Пол старался быть смешным, но это было совсем не то, что мы хотели". Маккалоу "увековечил" себя фразой "Я не знаю, я был тогда очень пьян", включенной между песнями "Money" и "Us And Them".

Питер Уоттс в 1970 году, он умрет в 1976.
Питер Уоттс в 1970 году, он умрет в 1976.

В "Speak To Me" добавили смех Питера Уоттса (его также можно расслышать в "Brain Damage"), ответы Криса Адамсона ("Я был безумен все эти чертовы годы...") и Джерри О’Дрисколла ("Я всегда был сумасшедшим, я знаю, что был таким, как и большинство из нас"). Высказывание второго "Я не боюсь смерти, в любое время, я не против. Почему я должен бояться смерти? Нет причины - ты когда-то должен уйти" дополнили еще и "Great Gig In The Sky", как и слова Патрисии Уоттс о страхе умереть. Фрагменты рассказа Роджера Мэнифолда о дорожном происшествии на дороге включили в "Us And Them". Последней фразой, прозвучавшей на альбоме в треке "Eclipse", была "Нет темной стороны Луны. Это факт, он вся темная", сказанная Джерри О’Дрисколлом.

В 19 часов 21 января начали записывать вокал Клэр Торри для "Great Gig In The Sky". Ее выбрал Алан Парсонс, до этого слышавший ее записи для сборников с кавер-версиями на популярные песни. Певица не согласилась приехать в студию в тот же день, сказав, что уже занята на другом проекте, хотя на самом деле собиралась со своим бойфрендом на концерт Чака Берри, а узнав, что ее приглашают Pink Floyd, ответила, что не считает себя большой их фанаткой.

Клэр Торри
Клэр Торри

Уже в студии Торри объяснили суть альбома - "рождение, все ужасы, с которыми сталкиваешься в жизни, а затем - смерть". Как она признавалась, ей показалось, что сами музыканты точно не знали, чего от нее хотят, попросив просто импровизировать. Из четырех дублей "собрали" лучшие фрагменты, которые и попали в финальный микс. Сама же Торри после записи почувствовала себя опозоренной, так как никто из присутствовавших никак не прокомментировал ее вокал. Позднее она узнала, что партии других вокалисток, работавших над The Dark Side Of The Moon, Pink Floyd также холодно принимали, что было их нормальным поведением. Позднее, услышав пластинку, певица была сильно удивлена, что оставили ее голос, она предполагала, что будет использовано буквально несколько секунд.

За свою сессионную работу Клэр получила чек на 30 британских фунтов (сейчас с учетом инфляции - более 370 фунтов или 37 000 рублей). Стоимость ее участия, правда, этой суммой не ограничилась, в 2003 году она подала судебный иск против Pink Floyd и EMI, через два года стороны договорились во внесудебном порядке, с этого времени Торри указывают в авторах песни наряду с Ричардом Райтом.

На финишной прямой к процессу сведения привлекли продюсера Криса Томаса, друга менеджера группа Стива О'Рурка, также успевшего поработать в студии с The Beatles и Procol Harum. Основным его занятием стал поиск компромисса между участникам Pink Floyd, спорившими о финальном миксе альбома. Дэвид Гилмор придерживался "теплого" и "размашистого" звучания и менее заметных вставок с ответами на вопросы, в этом его по большей части поддерживал Ричард Райт. Роджер Уотерс (вдохновившейся саундом Plastic Ono Band) и присоединившийся к нему Ник Мэйсон, наоборот, хотели "сухого" и "чистого" звука.

Крис Томас
Крис Томас

Хотя музыканты и договорились "отдать" окончательный вариант сведения пластинки в руки Криса Томаса, в первый же день работы над ним в студии появился Роджер Уотерс, а спустя сутки и Дэвид Гилмор. В итоге оба так и остались до самого конца процесса, позднее гитарист вспоминал, что Томас больше симпатизировал именно его идеям. На конверте было отмечено, что Крис Томас "руководил" миксом. Одновременно он занимался и альбомом Grand Hotel англичан Procol Harum, уезжая по ночам в лондонскую AIR Studios.

Алан Парсонс, чья "должность" значилась просто "звукорежиссером", чувствовал обиду, что его работа была недооценена, а его заработок составлял только лишь зарплату, никаких отчислений за продажи он не получил. Позднее, он сказал, что хотя и испытывал горечь от этой ситуации, но именно The Dark Side Of The Moon помог развить карьеру в музыкальном бизнесе, позднее его номинируют на "Грэмми" по звукорежиссуре за эту пластинку. Не все музыканты Pink Floyd придерживались мнения, что Парсонс внес серьезный вклад, например, Дэвид Гилмор хотя называл его "очень хорошим "звукорежиссером", говорил, что такого же результата они добились бы с любым другим, кто мог достойно оперировать микшерным пультом. Ник Мэйсон, правда, думал иначе, считая Парсонса настоящим продюсером. Но в этом качестве до сих указаны только сами участники команды.

Финальными днями работы над альбомов были 6-го и 9-го февраля, когда музыканта в последний раз вернулись с шоу Ролана Пети (четыре выступления 3-го и 4-го февраля).

Обложка, создателями которой стали Hipgnosis, получилась одной из наиболее запоминающихся в истории музыки. По воспоминаниям Сторма Торгерсона, Рик Райт попросил сделать ее "понятной, элегантной и графической, не фотографической". Дизайнеры, как позднее признавался один из них, Обри Пауэлл, придумали несколько историй, которые не были правдивыми, например, про черно-белое фото призмы, найденное в книге из секонд-хенда, через которую проходил луч, создававший цветной эффект радуги. Саму концепцию они "подсмотрели" в американской книге "The How And Why Wonders Book Of Light and Color" 1963 года, позднее дизайнер Джордж Харди нарисовал схожую иллюстрацию, ставшую одним из предложенных группе вариантов. И хотя все эти макеты не сохранились, по словам Торгерсона, среди них была фотография персонажа, похожего на Серебряного Сёрфера (из комиксов Marvel). Как утверждал Пауэлл, Pink Floyd потребовалась всего пара минут, чтобы выбрать лучшую версию будущего оформления конверта пластинки. Дизайн "обощелся" Pink Floyd в 5 000 британских фунтов.

Rainbow Theatre в 1973 году
Rainbow Theatre в 1973 году

С 19-го по 21-е февраля музыканты репетировали в Rainbow Theatre в Лондоне перед туром по Северной Америке, первый концерт которого состоялся 4-го марта.

Перед выходом альбома в Великобритании 27-го февраля звукозаписывающая компания EMI запланировала презентацию в Лондонском Планетарии. Однако из-за отсутствия квадрафонической аудиосистемы троих музыкантов заменили их картонные фигуры, появился только Ричард Райт, потом он, правда, говорил, что уже не помнит, действительно ли он там был.

The Dark Side Of The Moon появился в магазинах 1-го марта, но сначала в США, британский же релиз состоялся лишь 16-го числа этого месяца. И если в Штатах пластинка добралась до первой строчки чарта, то на родине остановилась на второй, что не помешало ей стать одним из величайших произведений в рок-музыке.

История создания The Dark Side Of The Moon - часть 1, часть 2

Какой альбом не позволил The Dark Side Of The Moon занять первое место в Великобритании

История создания Animals, Wish You Were Here

Все песни Pink Floyd из британского чарта

Действительно ли The Dark Side Of The Moon провел 15 лет подряд в американском чарте?