Найти тему
Музло, бÿхло и котики

The Dark Side Of The Moon: история создания альбома Pink Floyd - часть 1


Самый известный и продаваемый диск Pink Floyd, как и другие работы группы, начал свою историю ещё за несколько лет до своего выхода.

29-го ноября 1971 года, почти сразу же после окончания тура по Северной Америке, музыканты начали репетиции нового материала в Decca Studios. Да-да, той самой, где в 1962 году записывались для одноименного лейбла Битлы (после чего с ними не заключили контракт), также в 1965 команда Jockers Wild с Дэвидом Гилмором в составе.

С 29-го ноября по 10-е декабря Pink Floyd работали в студии, незадолго до этого, на общем собрании группы в лондонском дома Ника Мэйсона, Роджер Уотерс представил свою идею новой пластинки - о страхах и тревогах в жизни каждого. Каждый из музыкантов даже составил свой список того, что тревожило его в тот момент - от скуки и боязни авиаперелетов до старения и безумия. Уотерс считал, что будущая запись должна быть по-настоящему "доступной" и "прямой", он захотел уйти от психоделической тематики к более "реалистичной". Можно сказать, что это как был первый случай, когда басист старался доминировать внутри творческого процесса.

К началу репетиций у музыкантов уже было несколько идей для новых композиций, в том числе неиспользованная в фильме "Забриски Пойнт" фортепьянная мелодия "Violent Sequence" Ричарда Райта, ставшая потом "Us And Them", его же наброски, превратившиеся в "Great Gig In The Sky", а Роджер Уотерс "принес" домашние демо "Money" и "Time". На "коробке" с The Dark Side Of The Moon в варианте Immersion есть две из этого списка: "Us And Them" и "Money". И если первая в черновом виде звучит пусть и не масштабно, но интересно, а вторая все-таки совсем простая.

В середине декабря группа улетела во Францию для завершения фильма Live At Pompeii (позже в него войдут кадры из студии Abbey Road во время записи The Dark Side Of The Moon), и работа над свежим материалом по этой причине приостановилась.

В 1972 году музыканты снова собрались уже 3-го января и продолжили работу над новыми композициями и их репетиции до 15-го числа этого же месяца, на этот раз в лондонской студии, принадлежавшей в то время The Rolling Stones. К тому времени уже был запланирован тур по Великобритании (первый с 1969-го), на котором группа решила играть новый материал, а именно The Dark Side Of The Moon.

17-19-го января Pink Floyd прошли финальные репетиции, в этот раз уже в полноценном зале - лондонском Rainbow Theatre. А уже 20-го состоялся первый концерт в Брайтоне, он, правда, прошел совсем не идеально. Из-за технических проблем во время "Money" группа прервала выступление, решив не продолжать исполнение новых композиций, и вернулась после перерыва уже со знакомой фанатам "Atom Heart Mother", и это было ее единственное исполнение в этом туре. Чтобы не расстраивать слушателей отсутствием Dark Side было запланировано два дополнительных концерта (28-го и 29-го июня) в Брайтоне. Похожая ситуация произошла и в Манчестере, когда в зале отрубилось электричество, и точно также два выступления были организованы, чтобы удовлетворить зрителей.

Фото Jill Furmanovsky
Фото Jill Furmanovsky

Сам британский тур прошел с позитивными отзывами в прессе. Для него группа специально приобрела квадрофоническую четерыхканальную аудиосистему, 28-канальный пульт и новую осветительную установку.

Турне завершилось четырьмя концертами в уже знакомом музыкантам Rainbow Theatre в Лондоне, с 17-го по 20-е февраля. К счастью, сейчас можно легко найти записи этих выступлений.

Конечно, в то время The Dark Side Of The Moon был еще не до конца доработан, композиции еще не были известны под своими каноническими именами. Но главное - можно обратить внимание на отличия от студийной пластинки.

Инструментал "Speak To Me" во многом похож на финальную версию, но есть отличия в звучании гитары и ее партиях. Текст "Breath" соответствует альбомному, а инструментальная часть близка к знакомой. А вот "On the Run" (тогда еще называвшаяся "The Travel Sequence") почти в два раза длиннее и не совсем похожа на законченный трек.

"Time" также еще в "сырой" форме, сыгранная медленнее, с иным, менее агрессивным, звуком и вокалом не только Гилмора, но и Райта. Одна из строчек песни также изменилась на альбоме - вместо "Tired of lying in the sunshine" (""устал лежать на солнце") на концерте пелось "Lying supine in the sunshine" ("лежа на спине под солнцем").

"The Great Gig in the Sky" тогда еще не существовало в полноценном варианте, а называлась она "The Mortality Sequence" (или "Religion"), но ее можно считать принципиально другой композицией, вместо голоса Клэр Торри использовались записи религиозных текстов или Малкольма Маггериджа, британского журналиста.

Малкольм Маггеридж в 50-х годах ХХ века
Малкольм Маггеридж в 50-х годах ХХ века

Он известен тем, что поддерживая коммунистические идеи, приехал в качестве корреспондента в Советский Союз в 1932-м, однако стал выступать с критикой властей СССР, узнав страну изнутри. В июне 1961-го он встретил в Гамбурге, тогда еще неизвестных The Beatles, которые, однако, узнали его. Их концерт он описал следующим предложением: "они лупят по своим инструментам и издают слабые звуки в микрофоны", тогда ему было 58 лет. А в самом конце 60-х он "ударился" в христианство, поэтому его речь и добавили в трек, посвященный религии.

А теперь вернемся к музыке - "The Mortality Sequence" в музыкальном плане была больше похожа на звуковой коллаж с электрическим органом, чем на один из самых сильных треков на The Dark Side Of The Moon.

"Money" уже легко узнать, хотя "живая" версия и длиннее на минуту, но еще далека от отточенной студийной, особенно в части инструментальных партий (ну и, конечно же, никакого саксофона), текст же идентичен финальному.

Мелодия "Us And Them" ("The Violent Sequence") узнаваема, слова не отличаются от альбомных, но она все еще не в "ограненном" альбомном формате, в том числе без подпевок и саксофонного соло, основным инструментом выступает электрический орган.

"Any Colour You Like" (известная тогда также как "Scat") совсем не "обработана", но при этом длится на минуту дольше. Как и в предыдущей композиции, в ней нет саксофона, его замещает все тот же орган, а гитарная партия также по звучанию не похожа на то, что было записано для пластинки.

"Brain Damage", тогда носившая имя "Lunatic", уже получила текст, который так и не изменится до релиза альбома, а инструментальная часть на нем станет более отточенной.

"Eclipse" была доработана Уотерсом в ходе тура, первоначально она была инструменталом, не имевшим ничего общего с альбомным треком, знакомый вариант дебютирует 5-го февраля на концерте в Бристоле.

Одним словом, к весне 1972-го года, альбом, который мы знаем как The Dark Side Of The Moon, еще не был окончательно написан и аранжирован.

Фото с сайта https://www.pinkfloydz.com
Фото с сайта https://www.pinkfloydz.com

В буклетах к английскому туру к названию альбома более мелким шрифтом было добавлено "A Piece For Assorted Lunatics by Pink Floyd". Что часто трактуется, как часть названия, однако, это можно считать и описанием того, что из представляет из себя "Темная сторона Луны", а именно "произведение для разнообразных лунатиков группы Pink Floyd". Конечно, так описывать свою музыку - это в лучших традициях британского юмора.

После окончания английского турне группа на неделю с 23-го по 29-е февраля отправилась в студию, но не в лондонскую на Эбби-роуд для начала записи The Dark Side Of The Moon, а во французскую The Strawberry Studios рядом с Парижем для работы над саундтреком к фильму La Vallee, позднее вышедшем как альбом Obscured By The Clouds. А уже 3-го марта музыканты отправились в японский тур из шести выступлений, так и не приступив к "Темной стороне Луны".

Вернувшись из Японии квартет снова отправился во Францию (с 23-го по 27-е марта), чтобы завершить музыку к фильму. Отыграв два концерта в Манчестере 29-го и 30-го марта, Pink Floyd полетели в тур по США в апреле-мае, закончив эту часть турне выступлениями в Германии и Нидерландах.

Полноценная работа над пластинкой началась только 30 мая 1972 года в Студии 3 на Эбби-роуд...

Следующие части истории - Вторая, третья

Другие публикации о Pink Floyd:

Все песни Pink Floyd из британского чарта

Действительно ли The Dark Side Of The Moon провел 15 лет подряд в американском чарте?

История создания альбомов - Wish You Were Here, Animals

Неизданные записи Pink Floyd - №1, №2

Какие альбомы не позволили The Dark Side Of The Moon, Animals, The Wall занять первое место в Великобритании