Найти тему
Строим дом за городом

Ставим деревянный дом плашмя на деревянные железнодорожные шпалы, и не паримся с дорогим бетоном и проблемными винтовыми сваями

Есть много разных дешевых, но очень качественных вариантов для фундамента легкого деревянного или каркасного дома. Это вам и камни, и блоки, и даже резиновые автомобильные покрышки. Однако я предлагаю еще один неплохой вариант – это деревянные железнодорожные шпалы, которые и в болоте не гниют, и многотонные поезда выдерживают со свистом.

Дом на шпалах
Дом на шпалах

Вот написал я недавно научно-строительный труд про то, что деревянные и каркасные дома совершенно не надо ставить на бетонные фундаменты, растрачивая впустую кучу средств, а нашлась уже куча знатоков, которые заявляют, что без бетонного фундамента дом просто провалится в землю, а я – дурак.

То есть, только бетонный фундамент может удержать дом на плаву, а все остальные варианты медленно, но верно уйдут под землю вместе с домом, как их не вытягивай.

Но тут начали возбуждаться владельцы свайных фундаментов, которые уверены, что если сваи завинтить в грунт правильно, то тут никакой бетон рядом валяться не сможет. Тут они все правильно понимают, потому что давление на грунт даже более тяжелого, чем каркасник, дома из бруса сопоставимо с давлением на грунт легкого человека, и если взять правильные сваи, то никакой бетон не понадобится сто лет в обед. Другое дело, что у нас сегодня правильные сваи не в моде из-за их высокой стоимости, но это уже вопрос технический, а теория – дело более серьезное, чем практика.

Шпалы для фундамента
Шпалы для фундамента

Но все же есть и такие специалисты, которым все равно – бетонный фундамент, или свайный, главная их претензия – исключительно к той дешевой альтернативе, которую я описал. Им не нравятся камни, на которые опираются нижние венцы дома, причем неважно – камни натуральные, бетонные блоки, или просто резиновые покрышки, засыпанные гравием. По их мнению, все эти камни и покрышки не могут опираться на грунт, и для них обязательно надо делать подушку. При этом они делают свои заявления так, будто под такие опоры подушку не сделать ни за что на свете, а раз не сделать, то, значит, надо выбирать или бетон, или сваи.

Ну, вроде ж не дураки, должны прекрасно знать, что есть еще такие фундаменты, как столбчатые, и живут такие фундаменты чуть ли не веками. А чем отличаются натуральные камни или резиновые покрышки от таких фундаментов?

Строительство фундамента из шпал
Строительство фундамента из шпал

Да совсем ничем. Хочешь – делай под них подушку из щебня, а не хочешь – не делай, только не забудь песок под них насыпать. Все же гравий под столбчатые фундаменты обойдется на порядки дешевле, чем лить в траншею бетон со всякими железяками, и даже сваи, которые у нас в землю совсем разучились завинчивать.

Но все же есть такие специалисты, которым вообще не нравятся никакие столбчатые фундаменты. Как по ним, то основание дома обязательно должно быть связано с грунтом то ли траншеей, то ли скважиной. Ну, тогда для таких у меня припасен еще один вариант, который можно запросто использовать без всяких затратных траншей и скважин и горя не знать хоть сто лет в обед.

Фундамент из шпал
Фундамент из шпал

Я давно писал о домах, которые монтируют из креозотных шпал, но эта тема вообще ни у кого восторга не вызвала, хоть я ее и не сильно рекламировал. Я бы и сам не хотел жить внутри креозотных стен, хоть и изолированных от жилого пространства всякими пленками. Но вот прекрасный фундамент из этого материала можно сделать, и этот материал не испортится сколь угодно долго, потому что пропитан таким антисептиком, против которого ни одна гниль не попрет.

Вот так – закупаем где-то по дешевке старые железнодорожные шпалы, бросаем их на землю, а на них ставим дом.

Ну, ясно, что шпалы могут легко провалиться в землю, поэтому подсыпаем под них щебень. Однако в остальном это самый лучший фундамент из всех существующих. Железнодорожные шпалы, во-первых, в земле не гниют, а, во-вторых, могут выдержать даже вес кирпичного дома. По этим шпалам каждый день миллион поездов ездит, и ничего им не делается хоть сто лет в обед, а под маленьким деревянным домом им сам Бог велел лежать и не крякать.

Дом на фундаменте из шпал
Дом на фундаменте из шпал

Слышал я, как какие-то специалисты спорили, из чего делать нижний венец деревянного дома – из лиственницы, или из дуба. Так один из их собеседников влез в спор и посоветовал брать обычную сосну, но хорошо пропитывать ее какими-то солями, и что, мол, такой венец сто лет в обед не сгниет, хоть в болото его закапывай. Ну, его тут же погнали смачными тряпками, чтобы не баламутил народ всякими заморскими технологиями, от которых один только вред.

Но я так думаю, что был прав этот любитель соляных пропиток, только никто у нас не станет ничего пропитывать – соли придется истратить много, да еще дров на растопку под корыто, в котором лиственницу придется выпаривать. А не пропитанная лиственница или даже дуб быстро поржавеют так, что мама родная не узнает.

А тут вам уже готовое пропитанное солями бревно – железнодорожные шпалы, которые стоят по три копейки за погонный метр и не гниют столетиями. Мало того – они уже проявили себя в деле, и ничего им не сделалось. Поэтому нет никакого смысла покупать новые шпалы, тем более у нас их уже давно не производят. И бэушные шпалы прослужат вам вместо фундамента столько, что еще далеким потомкам останется.

Примерная стоимость железнодорожных шпал
Примерная стоимость железнодорожных шпал

Завершая эту дискуссию, хочу снова повторить то, что я писал про дешевые фундаменты для легких деревянных и каркасных домов.

Если вы строите себе легкий дом, то не надо слушать всяких металлистов и бетонщиков, которым срочно надо вам сбагрить побольше винтовых свай и бетона, набитого железяками. Бетонные фундаменты живут всего пару десятков лет, при этом вам придется еще хорошо потратиться на их гидроизоляцию и утепление. Стальные (вернее, «стальные») отечественные сваи живут еще меньше, и особенно если завинтить их так, как римский папа завещал. Ведь железо ржавеет так быстро, как вы не можете себе представить, а защитить сваю от коррозии под землей еще пока что не удалось ни одному нашему загородному домовладельцу.

Старый дом подняли на новый фундамент из железнодорожных шпал б/у
Старый дом подняли на новый фундамент из железнодорожных шпал б/у

И только креозотная железнодорожная шпала не гниет и не ржавеет, мало того, она такая прочная, как монолитный гранит, иначе ее не подкладывали бы под поезда, которые перевозят такие тяжелые грузы, что даже мама не загорюет. И вот видите – не ломается такая шпала никогда, и прекрасно может прослужить очень долгую вторую жизнь под легким деревянным домом без всяких ненужных затрат не только на монтаж, но и на эксплуатацию.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:

Для фундамента каркасного дома лучше всего подходят резиновые покрышки, деревянные пни и лесные камни

Деревянным домам фундаменты не нужны. Не увеличивайте стоимость легкого дома за счет совершенно ненужных растрат

Как сделать легкий фундамент под деревянный дом, чтобы и под землю не проваливался хоть сто лет, и чтобы дешево было

Если не хотите, чтобы в вашем доме гнили полы, ставьте свое загородное жилище только на монолит, и горя не знайте