Найти в Дзене
Торжество православия

Мне батюшка на исповеди тоже говорил, что спортом грех заниматься...

Древний мир, в который Евангелие вошло как совершенно новое восприятие реальности, не был чужд Олимпийским Играм.

Именно древний мир дал нам Олимпийские игры, со времени первых зарегистрированных Игр (776 г. до н. э.). До их различных ответвлений в греко-римском мире первого века христианства. Наши современные Игры были призваны возродить это идеальное дружественное соревнование на более широкой международной основе.

Старец Иосиф Исихаст говорил: «Сейчас ты гневаешься, и унываешь, и печалишься, думая, что Небесный Отец медлит с ответом. А я тебе говорю, что и это совершится, но сначала необходима молитва от всей души, а затем нужно ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и молиться об этом, тогда оно к тебе придёт как дар за твоё терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда близ тебя…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов старца, https://t.me/molitvaikona/12152 .

Это тот же самый идеализм, который, как мы надеемся, создаст атмосферу большего понимания, взаимной терпимости и уважения среди участвующих наций: спорт как объединяющий принцип, который превосходит идеологические различия (как это сработало?).

Именно древние Игры дали апостолу Павлу метафоры, которые он использовал, чтобы передать нечто вроде дисциплины и испытания «духовной жизни», которую человек принимает, принимая Евангелие. Если спортсмен должен «тренироваться» усердно, то и ученик Христа должен так же.

-2

Если спортсмен должен быть полностью предан своему виду спорта, то и христианин должен быть полностью и всецело предан Христу и Евангелию. Если спортсмен должен пролить «кровь, пот и слезы» ради завоевания победного венка или короны, то и христианин должен быть готов страдать ради вечного Царства Божьего.

Смешивая метафоры бега и бокса в древнем мире, апостол Павел выразил эту мысль убедительно и пронзительно: «Не знаете ли, что в забеге все бегуны соревнуются, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить награду. Каждый подвижник воздерживается от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. Я же бегу не напрасно, не боксирую так, чтобы бить воздух, но усмиряю и покоряю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:24-27).

Будучи учеником Воскресшего Господа, апостол знал, что христианское стремление намного превосходит стремление атлета: как можно сравнивать «венец тленный» с «венцом нетленным»? Но он также знали, что это может повлечь за собой пролитие «крови, пота и слез» для его достижения. Христианин не мог (и не должен) никогда ожидать публичного восхищения спортсмена. Ученик Христа не должен ожидать, что его вознесут на пьедестал. Он или она трудились как «закваска мира», скрытно — если только или пока им не придется публично подтвердить свою веру во Христа перед магистратами, которые преследовали их в древнем мире: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тимофею 3:12).

Чего христианин может ожидать в сегодняшнем мире, так это того, что его назовут «ревнителем» или даже «фанатиком» именно за попытку отдать свою жизнь ради Христа, как это делает спортсмен ради своих целей. Известный медиевист Хелен Уодделл, описывая жизнь отцов-пустынников, сказала следующее об этом обвинении: «Человек должен следовать за своей звездой. Мы не завидуем тому, что они оставили жену, детей, земли и разум ради щелчка стрелки спидометра или «натюрморта из пары старых ботинок». Единственная область исследований, в которой человек не может приносить жертв под страхом быть названным фанатиком, — это Бог.

Серьезным христианам, возможно, придется просто принять это обвинение. (Оно будет тем более болезненным, если оно исходит изнутри христианской общины, поскольку более ревностные могут быть обвинены более равнодушными членами).

-3

Приближающийся Великий пост станет тем временем par excellence для принятия некоторой дисциплины и «упражнения в благочестии». Духовный статус «домоседа» не сработает. Нам придется «поднять опустившиеся руки и укрепить ослабевшие колени… дабы хромающее не вывихнулось, а лучше исцелилось» (ср. Евр. 12:12-13).

Протоиерей Владимир Вигилянский советует, какие пять веще необходимо сделать в пост: «Первое. Учимся молиться. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем еще хотя бы один день в будни. Второе. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение советов протоиерея, https://t.me/molitvaikona/12157 .

В том же послании стадион, забег и ликующая толпа мощно призываются для того, чтобы вдохновить наши усилия, независимо от цены: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и наш грех с терпением будет проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:1-2).

Если наши современные спортсмены вдохновляют нас подражать этим вещам, то так тому и быть. Однако, если мы не хотим быть «дисквалифицированными», то мы должны охотно принять предстоящие трудности.

Что Вы думаете по этому вопросу?

Совпадает ли вопрос дисциплины верующего и спортсмена?

Могут ли быть вместе спорт и Божьи заповеди?