Найти в Дзене

Гармония быта. Зинаида Серебрякова

З. Е. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/За_туалетом._Автопортрет
З. Е. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/За_туалетом._Автопортрет

"Лезвие бритвы". И. А. Ефремова - очень "художественный" роман, в нём много отсылок к произведениям искусства. Герои рассуждают о задачах живописи и скульптуры, хореографии, но на страницах появляются и замечательные, очень выразительные образы.

Иван Гирин сравнивает Симу с "Балериной" З. Е. Серебряковой.

"Сима всматривалась в репродукцию картины Серебряковой, и с каждой минутой она нравилась ей все больше. Молодая балерина присела, облокотясь на что-то, с той же ежеминутной готовностью встать, какая была характерна для Симы. Пышное платье восемнадцатого века, стянутое корсажем, с пышной белой оторочкой, низко открывало точеные плечи и высокую грудь. Обнаженные руки играли страусовым белым пером, а черные волосы из-под тюрбана с жемчужной ниткой спускались по обе стороны стройной шеи двумя густыми длинными локонами. Склоненное к левому плечу лицо привлекало взглядом больших глаз, одновременно пристальных, задумчивых и тревожных, не гармонировавших со спокойной линией маленьких губ и общим старинным обликом лица, с характерным для Серебряковой очерком щек и чуть длинноватого прямого носа.
Как хорошо удалось художнице передать светлую одухотворенность всего существа юной балерины, приобретенную долгими годами правильной жизни, воздержания, тренировки, напряженной работы над своим телом. Сходство с Симой не бросалось в глаза хотя бы потому, что гимнастка, словно отлитая из металла, была куда крепче балерины.
— Как хорошо! — порывисто вздохнула Сима. — Но ничего на меня похожего! Кто это?
— Я имею в виду внутреннюю схожесть".

Портрет, "показанный" в романе, я не нашла, покажу другой рисунок, запечатлевший балерину Мариинского театра Лидию Иванову.

З. Е. Серебрякова. Портрет балерины Л. А. Ивановой в костюме исполнительницы "Pas de trois" из балета Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды". 1922. Государственный Русский музей. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/2054753045/N/1094994533/
З. Е. Серебрякова. Портрет балерины Л. А. Ивановой в костюме исполнительницы "Pas de trois" из балета Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды". 1922. Государственный Русский музей. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/2054753045/N/1094994533/

Автопортрет Серебряковой, открывающий статью, тоже упоминается, правда, вскользь:

"— Зинаида Серебрякова. Вы видели ее картину «За туалетом» в Третьяковке? Вспомните, девушка в белой рубашке у зеркала.
— А вокруг голубые и серебряные флаконы. Дивная вещь, но что-то я ее давно не видела".

Зинаида Серебрякова (1884-1967), дочь скульптора Е. А. Лансере и художницы Е. Н. Бенуа, сестра Е. Е. Лансере - талантливый мастер "Мира искусства". Она создавала портреты балерин и крестьянок, своих детей и близких и конечно автопортреты.

Во всех образах она поэтизировала натуру, "приподнимая" её над окружающей действительность, подчёркивая одухотворённое начало, гармонизируя портретируемого.

З. Е. Серебрякова. Жатва. 1915. Одесский художественный музей. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/379712~Zhatva
З. Е. Серебрякова. Жатва. 1915. Одесский художественный музей. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/379712~Zhatva
З. Е. Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. ГМИИ им. А. С. пушкина. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/376896~Baleriny_v_ubornoj
З. Е. Серебрякова. Балерины в уборной. 1923. ГМИИ им. А. С. пушкина. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/376896~Baleriny_v_ubornoj
З. Е. Серебрякова. За завтраком. 1914. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/7971~Za_zavtrakom
З. Е. Серебрякова. За завтраком. 1914. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/7971~Za_zavtrakom

А ещё вы наверняка заметили, что все её чудесные персонажи, благородные и поэтичные, чем бы они не занимались, укладывают ли волосы, одеваются, режут хлеб или едят суп. немного похожи на саму художницу, не только чертами лица, но лукавым выражением глаз.

Как сказала Сима в романе,

"Очень интересное лицо, чуть лисье".
З. Е. Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро. 1911. Одесский художественный музей. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/375404~Avtoportret_v_kostjume_P'ero
З. Е. Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро. 1911. Одесский художественный музей. Источник: https://artchive.ru/zinaidaserebriakova/works/375404~Avtoportret_v_kostjume_P'ero

Цит. по: Ефремов И. А. Лезвие бритвы. М.: Правда, 1988.

Музеи
137 тыс интересуются