Роман И. А. Ефремова "Лезвие бритвы" был одним из моих любимых на излёте детства и подпитывал любовь к художественному анализу. Но почему-то, когда я решила обратиться к отображению искусства в художественной литературе, о нём и не вспомнила. А там ух сколько пересечений!
И модели Конёнкова, и автопортрет Серебряковой, и эстетика шестидесятых в Советском Союзе и Италии! Рассуждения доктора Гирина о целесообразности красоты интересные, но довольно спорные, и скорее отражают вкусы самого автора.
Но самое запоминающееся - образы прекрасной Индии, так ярко контрастирующей с туманным и благородным Ленинградом.
Но начну, пожалуй, с конца - представлю одного яркого персонажа, который долгое время для меня был собирательным образом художника. Учителем индийского скульптора Даярама Рамамурти, воплотившего в бронзе живую мечту о красоте, был профессор истории искусств Витаркананда, "стройный старик с густой, как у сикха, бородой, необыкновенно величественный в высоком белом тюрбане".
Иван Ефремов (извините, что без отчеств, но постараюсь не путать инициалами), любил и высоко ценил творчество Николая Рериха, был знаком с его сыном Юрием, а в образе профессора-искусствоведа, на мой взгляд, соединились труды и мысли всех троих Рерихов, отца и сыновей, русских мыслителей, много лет живших и работавших в Индии. Произведения Святослава продолжают и развивают темы отца, его лекции, интервью также передают живую связь между искусством и духом, воплотившуюся в мировой культуре. И внешне С. Н. Рерих стал воплощением мудрости.
Я не буду подробно рассказывать о художественном и литературном творчестве отца и сына, об этом написано очень много работ и прекрасно писали и сами художники и философы. А вот на работу, описанную Ефремовым, попробуем посмотреть.
"Один из наших художников тридцать лет назад написал картину, по понятным причинам не получившую тогда признания. Он назвал ее «Мост Ашвинов», то есть в прямом переводе с санскрита — всадников. Но под этим именем традиция Махабхараты понимает близнецов — богов и врачевателей, то есть утреннюю и вечернюю зори.
— Вот как, — заинтересованно воскликнул Гирин, — наша древнерусская сказочная традиция точно так же представляет себе зори, только добавляя к ним еще двух всадников — ночи и дня.
— Я позволю себе подарить вам картину «Мост Ашвинов», — продолжал Витаркананда, разворачивая принесенный им сверток накрахмаленной ткани.
В однообразной сумеречной серо-фиолетовой гамме красок простерся бушующий океан, бьющийся в иззубренные скалистые берега, затянутые глухой пеленой тумана. На левом берегу, на ступенчато поднимавшихся в глубь страны холмах виднелись могучие здания и дымящие трубы, на правом — снеговые горы. У их подножия — тесные восточные жилища и храмы индийской, тибетской и китайской архитектур.
Пологой дугой взмывал над океаном, соединяя оба берега, мост, как бы сплетенный из светящихся стрел. На него въезжали на черных конях два всадника, безоружные, но в броне. Левый — голубовато-серый, правый — оранжево-коричневый. Оба протягивали друг другу правые руки широким, свободным жестом призыва и дружбы. Гирин благодарно посмотрел на старого индийца.
— Я понимаю без объяснений, — сказал он, — все, за исключением стрел.
— Символика проста, — улыбнулся Витаркананда, — стрелы — это мысли в познании, сплетающие мост между несоединимым. Потому что тут есть более глубокий смысл, легко ускользающий от северного человека, могущего видеть, как сходятся летом вечерняя и утренняя зори. Для жителя тропиков это невозможно, ибо равенство дня и ночи далеко раздвигает во времени обе зари.
В ответ на глубокий, испытующий взгляд Витаркананды Гирин протянул старому ученому руку жестом, почти сходным с движением всадника на мосту".
Прямого отражения работ Рерихов в тексте нет, скорее их метафорическое прочтение, продолжение движения всадников, которые часто появляются в произведениях отца и сына.
В этом году двойной юбилей, исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха и 120 - со дня рождения Святослава. Благодаря индийскому танцу я вспомнила об увлекательной книге, познакомившей меня с этими прекрасными художниками. А с их работами в этот юбилейный год можно познакомиться на выставках в Петербурге и Москве, на Алтае.
Цит. по: Ефремов И. А. Лезвие бритвы. М.: Правда, 1988.