Найти тему
Бродили мы по свету

Про телесериал «След» с точки зрения психиатрии…

Честно говоря, в современной России нынче хватает всяких и разных событий/сущностей, достойных самого глубокого и даже глубочайшего удивления. В том числе, искреннего изумления. Например, беспрепятственный отъезд из страны Анатолия Чубайса – носителя великого множества важных Государственных тайн. Или же поведенческая психология Владимира Путина, который много-много раз (чуть ли не клятвенно), обещал не поднимать пенсионный возраст, а потом – без объяснения причин – его таки-поднял… Но даже в этом перечне «российских удивлялок» телевизионный сериал «След» стоит на особом и очень даже почётном месте. Рассказываю по порядку…

«След» – российский(?) криминальный телесериал, рассказывающий о невероятных успехах/ эффективности вымышленной «Федеральной экспертной спецслужбы» (ФЭС), которая – по задумке сценаристов – функционирует в составе МВД России. Почему возникли сомнения в том, что данный телесериал является российским? Изначально считалось, что «След» является аналогом американского телесериала «CSI: Место преступления». И, соответственно, лицензия на создание данного телесериала куплена (по инициативе лично Константина Эрнста), именно у американцев. Но потом начался самый настоящий финансовый детектив. По слухам, Первый телевизионный канал, на котором «След» транслировался почти четыре года, платил и продолжает платить некой американской киностудии, квартирующей в американском штате Делавэр. А Пятый телеканал, на котором «След» показывают, начиная с сентября 2011-го года и до сих пор, деньги за лицензию отправляет по разным адресам: то в кипрский офшор, то в люксембургский. Дело тёмное и весьма запутанное, короче говоря…

А, вообще, «След» является самым продолжительным российским сериалом. Только по основной версии этого Проекта сейчас снято свыше 3175 серий. А, ведь, ещё существуют и побочные ответвления (спин-оффы), такие, как «След-52», «Садовник» и «Акватория». Интересен и сам процесс съёмок этого сериала: как правило, одновременно снимаются как минимум шесть серий, а сами съёмки длятся от 12-ти до 18-ти часов ежесуточно и практически без выходных. Многие актёры, снимавшиеся в сериале, не выдержали такого интенсивного ритма и Проект покинули. В общей же сложности, в этом сериале было задействовано на главных и второстепенных ролях более 6500 актёров. Специально для этого Проекта были выстроены два футуристических павильона с помещениями, изображающими офис ФЭСа. А натурные съёмки проходят в Химках, Долгопрудном, а также вблизи московских станций метро «Митино», «Ховрино» и «Речной вокзал».

Что же так сильно удивляет в сериале «След»? Конечно же, дикое количество серий, которые – между тем – очень даже похожи друг на друга. Каждая серия начинается непосредственно с совершения конкретного преступления. А уже через 45 минут (средняя продолжительность серий), – усилиями программистов, баллистиков, судмедэкспертов и оперативников – это преступление успешно раскрывается. И это повторяется неизменно: из серии в серию. В чём здесь смысл? Ведь, россияне прекрасно понимают, что у настоящих «ментов» такого современного оборудования – для всяких-разных навороченных экспертиз – нет и в помине. Да и реальные преступления так быстро (чуть ли не мгновенно), не раскрываются. Для чего же нужен этот практически бесконечный «След»? Какие цели и задачи преследуются при его съёмках?

Мой старинный приятель, доктор психиатрических наук и активно практикующий психиатр, высказал такое мнение: - «Здесь используется стандартный психиатрический приём, а именно, переход количества в качество. Так уж устроен человеческий мозг, склонный к постепенному внушению. Смотря первые серии «Следа», каждый россиянин чётко осознаёт, что ему показывают детективную фантастику чистой воды: и в плане сверхсовременного оборудования, и в плане рекордно-быстрых сроков раскрытия преступлений. Но проходит год, второй, третий. И подкорка человеческого мозга начинает воспринимать эту информацию всё более и более благосклонно. То бишь, сегодня многие россияне уверены (на уровне подсознания, естественно), что организация, похожая на ФЭС, и на самом деле существует – где-то в недрах нашей Правоохранительной системы, только она старательно засекречена. А это – в свою очередь – трансформируется и на МВД РФ в целом. Мол, не всё там так и плохо, местами даже и хорошо. Игры подсознания – дело такое…».

Естественно, что после этого я не удержался от вполне даже логичных вопросов: - «А почему же тогда не снимается долгий-долгий и бесконечный телесериал про наших «народных избранников»? То бишь, про то, как наши депутаты/депутатки много-много и успешно-успешно трудятся? Дабы имидж депутатский поднять до самых небес?». На что приятель, ехидно похмыкав, ответил следующее: - «Человеческое подсознание (с точки зрения психиатрии), штука тонкая и местами очень даже капризная. Во многих случаях его можно легко обмануть, внушив нужную точку зрения. Но бывают и исключения из этого правила. Депутаты, как раз, к исключениям и относятся. Сколько серий не сними про их трудолюбие и нужность с полезностью, народ российский всё равно это будет воспринимать – как комедию. Причём, как комедию, снятую сугубо в жанре чёрного юмора. Типа – в качестве аналога «Семейки Адамс». Сюрпризы подкорки головного мозга в действии, так сказать…».

Всем мира и добра…