Найти тему
Школа Вокала.

Какие звуки являются помощниками вокалиста и почему. Шесть базовых упражнений для практики качественного звучания голоса.

«М» и «Н»-это настоящие помощники вокалиста.

Каждый, кто хоть немного занимался вокалом, знаком с распевками на «м» и «н». Правильный вокалист засыпает и просыпается с этими звуками на устах.


«Я всегда пользуюсь закрытым звуком - пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резонаторы, то я знаю, что я в форме».
Елена Образцова.

«Если у певца вокальный инструмент в самом начале еще не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, вариантов тембра и техники, пластичности в пении, то нужно упражняться в «мычании»».
Маэстро Дж. Барра.

Звуки «м» и «н» являются поистине ключевыми в вокальной педагогике. С их помощью певец максимально быстро точно находит правильные вибрационные ощущения в носу, скулах и вокруг глаз.

Именно эти ощущения и называются «пением в маску».
Звук голоса, при этом, попадает куда надо - в носовую полость, где и резонирует.

Интересно, что в русском языке это единственные звуки, на которых происходит небольшое опускание мягкого неба. Только благодаря этому, звук и попадает в нужный резонатор. Только на звуках «м» и «н» мягкое небо вокалиста самопроизвольно опускается, освобождая путь в верхний резонатор - носовую полость.
В английском языке, в противовес русскому, существует целых три звука, приоткрывающих проход в носовую полость - это звуки «m», «n» и «ng».

Отсюда следует, что находить правильный звук и подключать верхний резонатор среднестатистическому американскому певцу на целых 50% легче, чем русскоязычному вокалисту.
Понимая это, надо произносить звуки так, чтобы нужный звук освоить легко и не хуже англоязычных певцов.

Упражнения на чередование м и н для женского голоса:

Упражнения на чередование м и н для мужского голоса:

Упражнений всего шесть:

  • На первом и втором вместо привычного "миии и миийа" поем поперменно с "ниии и ниийа".
  • На третьем упражнеии вместо трех нот практикуем на пяти нотах.
  • На четвертом вместо движения снизу вверх практикуем движение сверху вниз с задержкой на верхней ноте.
  • Пятое упражнение на развернутом трезвучии с задержкой на верхней ноте.
  • Шестое упражнение на октавы.

Итак.

1.РЕЗОНАНС.

Хотя мычание в нашей обычной жизни ассоциируется только со звуком М, его можно делать и со звуком Н, поскольку это тоже сонорный согласный, который может быть произнесен, как и М, с полностью закрытым ртом.

Умение "Мычать" и "Нычать" звуки заметно улучшит ваше звучание, разовьет резонанс и вы станете звучать ярче, мощнее за счет резонирования в маске.

Гортань при произнесении Н чуть-чуть подается вверх от своего естественного речевого положения, а при произнесении М, наоборот, слегка опускается. Это не ощущается, это – естественный процесс, но, зная о нем, можно использовать такую природную «тонкость»:нычание позволяет достигнуть чуть более высоких нот, чем мычание(прямое следствие небольшого повышения гортани при произнесении Н).

2.ИМПЕДАНС.

Когда вы поете с закрытым ртом (закрытый звук), воздушный поток «вытекает» через неплотности губ значительно в меньшем объеме, чем при пении со ртом открытым. Таким образом, сомкнутые губы создают препятствие для воздуха, сопротивление, и это приводит к повышению воздушного давления внутри ротоглоточной полости.

Складкам легче работать, когда сверху и снизу давление воздуха примерно одинаково. Они с меньшими усилиями сдерживают воздушный поток, приходящий из легких, да и сам поток становится меньше. В таких условиях голосовые складки могут плавнее переключаться от грудного режима работы к фальцетному,

3.ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ.

Приемы мычания и нычания– великолепный способ «сровнять» участок перехода с одного регистра на другой.

Статьи по теме:

Вы узнаете, что начинать заниматься пением полезно с мычания: мычите упражнения, гаммы, трезвучия, мелодии песен.А теперь можете прибавить нычание.

Вы узнаете про пение с максимально-эффективным использованием резонансных свойств голосового аппарата и получения максимального эффекта силы, полётности, эстетических качеств голоса при минимальных физических усилиях.

Вы узнаете, когда все резонаторы используются правильно и как звук становится полнозвучным и красивым.

Вы узнаете ,что первое из восьми полезных действий на вокале-это мычание. Ну, а теперь и нычание.

Мелисса Бонни
Мелисса Бонни

ЗАПИСЬ НА УРОКИ ВОКАЛА

в сообщениях сообщества "Школа вокала"

https://vk.com/club42295654

Педагог по вокалу Ирина Державцева.