Слишком легкомысленный подход фильма к драматизации ключевых моментов истории XX века, скорее всего, придется по вкусу преданным поклонникам, но не привлечет новых поклонников.
В «Рейган», великолепном биографическом фильме о 40-м президенте США, который часто воспринимается как кинематографический эквивалент «Cliffs Notes»(Это серия учебных пособий для студентов. Руководства представляют и создают литературные и другие произведения в виде брошюр или онлайн.) или одной из тех компактных биографий выдающихся личностей в мягкой обложке, которые рассчитаны на то, чтобы прочесть их за час или меньше, гораздо больше агиографии, чем истории.
Режиссер Шон Макнамара («Серфер души»), работающий по сценарию Говарда А. Клауснера (основанному на книге Пола Кенгора «Крестоносец: Рональд Рейган и падение коммунизма»), весьма живо рассказывает о ярких моментах в жизни знаковой фигуры, которая, к лучшему или к худшему, играла важную роль и оказывала влияние на мировую арену на протяжении последней четверти XX века и далее.
Действительно, фильм Макнамары настолько обтекаем, что если вы ничего не знали о голливудском расцвете Рейгана до того, как он занялся политикой, вы можете задаться вопросом, почему в его офисе, когда он был президентом Гильдии киноактеров, на видном месте висит постер фильма «Кингс Роу». Это был его лучший фильм? Его любимый фильм? Если вы действительно хотите это узнать, вам придется провести собственное исследование.
На самом деле в фильме есть очень забавный момент: когда член политической команды Рейгана призывает когорту «Выиграй один для гиппера!» — цитата из «Knute Rockne, All American», которая застряла с Рейганом как крылатая фраза и прозвище на большую часть его жизни. Когорта парня отвечает с озадаченным выражением, которое ясно читается: «О чем, черт возьми, ты говоришь?»
Конечно, шутка, скорее всего, будет оценена лучше всего, если не исключительно, людьми, которые помнят Рейгана-актера, а также Рейгана-политика. Похоже, что это и есть целевая аудитория этого некогда слишком легкомысленного фильма: люди старшего возраста, которые давно поддерживают консервативную политику Рейгана и, что, возможно, еще важнее, разделяют явное и беспрекословное уважение фильма к глубокой религиозной вере.
Молодые зрители могут быть поражены, услышав, как Рейган утверждает, что Бог Всемогущий сыграл роль в его выживании после покушения — особенно вскоре после того, как современный политик (и его преданные последователи) заявили нечто подобное после того, как он сам оказался на волосок от смерти. Но, опять же, это предполагает, что кто-то моложе 40 лет вообще будет заинтересован в просмотре «Рейган».
Деннис Куэйд , накрашенный румяными щеками, убедительно и достойно передает как общительную харизму, так и стальную волю президента Рейгана, будь то борьба с предполагаемыми коммунистами в киноиндустрии во время его пребывания на посту президента Гильдии киноактеров или противостояние президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву (Олек Крупа) во время переговоров по контролю над ядерными вооружениями в 80-х. Конечно, сам Рейган, которого слишком часто отвергают как актера фильмов категории B люди, которые на самом деле не видели многих его фильмов, вероятно, играл лучше (например, в «Кингс Роу») во время своей голливудской карьеры. С другой стороны, его никогда не брали на роль президента, поэтому трудно проводить сравнения.
Но у Куэйда на самом деле есть конкурент в борьбе за высшие актерские награды. Джон Войт на удивление эффективен в роли пожилого бывшего агента КГБ, который делится с гостем в современной России идеями, которые он приобрел за десятилетия слежки за Рейганом. Виктор Петрович — вымышленный персонаж, используемый в качестве повествовательного приема в манере, не отличающейся от того, как автор Эдмунд Моррис вставил себя в качестве вымышленного наблюдателя в своей противоречивой биографии Рейгана 1999 года «Голландец». Но Войт справляется с этим убедительно и часто трогательно, даже с хитрым русским акцентом. Он играет Петровича в роли меланхоличного льва зимой, который все еще страдает от того, что его постоянно игнорируют, и в то же время предупреждает, что этот «голливудский ковбой» может в конечном итоге сыграть важную роль в распаде Советского Союза.
По мере того, как Петрович рассказывает историю, мы начинаем с покушения 1991 года, изображенного здесь в довольно неуклюжей смеси архивных кадров и замедленной съемки, затем возвращаемся к детству молодого Рейгана в маленьком городке Иллинойса. Сын шумного отца-алкоголика и набожно религиозной матери, молодой Рейган работал усердным телохранителем (чей героизм, как отмечает Петрович, возможно, был самоукрашенным), прежде чем начать карьеру в сфере развлечений в качестве радиодиктора. Оба занятия, как предполагает фильм, хорошо послужили ему в дальнейшей жизни.
История перескакивает с одной вещи на другую, подробно описывая важные моменты в жизни Рейгана, как будто Макнамара и Клауснер вычеркивают пункты в списке покупок. Есть мимолетный взгляд на брак Рейгана с его первой женой, актрисой Джейн Уайман (Мина Сувари), которая бросает его, потому что, пока ее звезда растет, он слишком отвлекается на антикоммунистические кампании. («Если бы ты вкладывала в свою карьеру столько же труда, сколько в свои речи», — жалуется она, «то уже получила бы Оскар»). Но неважно: развод позволяет ему связаться с настоящей любовью всей его жизни, Нэнси Дэвис (Пенелопа Энн Миллер), хотя в его плавных движениях во время их милых встреч есть что-то немного жуткое: конечно, как президент Гильдии киноактеров, он с радостью поможет ей избежать несправедливого занесения в черный список — после того, как они обсудят этот вопрос за ужином.
После этого «Рейган» описывает пламенный закат его актерской карьеры — которая в реальной жизни длилась дольше, чем указано здесь — и его восхождение в консервативную республиканскую политику. Он агитирует за провалившегося кандидата в президенты Барри Голдуотера, успешно баллотируется на пост губернатора Калифорнии, безуспешно баллотируется против Джеральда Форда на пост президента США, а затем успешно побеждает Джимми Картера на выборах, изменив мир, более или менее подло заставив Советский Союз подчиниться, а затем ускакав в закат, прежде чем поддаться болезни Альцгеймера.
Некоторые из самых грязных деталей — например, скандал Иран-Контрас — замалчиваются, а другие (в частности, его не слишком благожелательное пренебрежение эпидемией СПИДа) вообще едва упоминаются. Опять же, это агиография, а не история. Если вы принимаете это как таковое, вы можете обнаружить, что слегка поглощены от сцены к сцене, независимо от ваших политических убеждений, никогда не рассматривая «Рейгана» как что-то более существенное, чем малобюджетный документальный сериал на кабельном телевидении. Единственное отличие здесь в том, что, в отличие от этих шоу, Рейган использует только одну говорящую голову: агента КГБ Войта. Это помогает.