Садясь писать этот обзор на 2-й сезон « Кольца власти », я вспомнил несколько памятных моментов. Рой бабочек сливается в гуманоидную фигуру. Хор певцов общается с землей в великолепной гармонии. Орда пауков приближается к беспомощному узнику, их логово настолько зловонно, что вы практически можете почувствовать его запах.
Я не могу вспомнить ни одного персонажа, который бы меня особенно волновал, или какие-либо эмоции, которые я испытывал, когда они путешествовали по Средиземью. Это в порядке вещей для этой драмы Amazon, более миллиарда долларов, широко разрекламированного приквела к «Властелину колец». Два года назад первый сезон изначально был встречен вежливыми похвалами критиков, которые справедливо хвалили визуальное построение мира шоу, отмечая при этом, что реальная история еще не была ему равна. Однако со зрителями «Кольца власти» приземлились с грохотом, который отразился во всем поселении гномов Кхазад-дум. По данным Hollywood Reporter , всего 37 процентов отечественных зрителей, которые начали восьмисерийный сериал, досмотрели его до конца. Это не идеальный вариант для стандартного релиза, не говоря уже о самом громком произведении в истории вашего потокового сервиса.
Второй сезон не дает никаких оснований полагать, что эта тенденция в зрительской аудитории будет обращена вспять. Что касается творческого качества сезона, льготный период для этого щедрого дани уважения Толкину истек — хотя спорно, заслуживал ли проект, предоставивший так много ресурсов, его изначально. (Справедливости ради, сообщения о том, что Джефф Безос потребовал от Amazon ответа на «Игру престолов», окрасили восприятие «Кольца власти» задолго до его премьеры, гарантируя, что его будут сравнивать не только с трилогией Питера Джексона.) С разоблачением меняющего облик Саурона и первым набором титульных украшений, «Кольца власти» наконец-то имеют слабые намеки на повествовательный импульс. Но вторая часть этого шоу, такая же великолепная, но плоская, как кухонный фартук, имеет те же проблемы, что и первая, за вычетом большой уверенности в том, что эти проблемы когда-нибудь исчезнут.
Действие «Кольца власти», действие которого происходит во Вторую эпоху Средиземья, между мифической предысторией «Сильмариллиона» и кульминационными битвами «Властелина колец», сталкивается с той же проблемой, что и многие приквелы. Даже самые зеленые новички в фэнтези знают, что эльфийка Галадриэль (Морфидд Кларк) не сможет помешать Саурону (Чарли Викерс) создать Кольцо Всевластия и основать базу власти в Мордоре, и что когда воин-человек Исильдур (Максим Болдри) отрезает Кольцо от руки Саурона, это убивает телесную форму злодея, но не его могущественное влияние. Есть ярое, но ограниченное ядро поклонников, взволнованных тем, что им предстоит увидеть родной город Исильдура Нуменор, развитый, но вскоре павший человеческий город или кочевых хоббитов до Шира, тогда известных как харфуты. Однако для всех остальных существует потребность в создании интриги или просто интереса независимо от заранее известного результата.
Другие успешные приквелы, такие как «Лучше звоните Солу» и — да — «Дом дракона», удвоили ставку на чувство трагедии, используя это общее знание, чтобы подчеркнуть тщетность и саморазрушительную природу действий своих персонажей. Но «Кольца власти» хотят быть более легкими и в целом более целостными, чем эти явно не семейные коллеги. Это прерогатива шоураннеров Патрика Маккея и Дж. Д. Пэйна, а также их корпоративных спонсоров; это также соответствует исходному материалу, который начинался как детский роман с «Хоббитом». Избегание этих тем все еще накладывает еще больший вес на развитие персонажей и другие средства удержания нашего внимания — и именно здесь «Кольца власти» продолжают терпеть неудачу.
Самая захватывающая часть 2-го сезона, по сути, является и самой мрачной. Отказавшись от своей маскировки под Халбранда, человеческого короля Южных земель и союзника Галадриэли, Саурон теперь выдает себя за Аннатара, предполагаемого посланника богоподобных Валар. В этой форме Саурон наживается на тщеславии и наивности эльфийского кузнеца Келебримбора (Чарльз Эдвардс), чтобы манипулировать своей целью и заставить ее изготовить Кольца. Трио предметов, созданных в прошлом сезоне, оказалось успешным, спасая эльфов от распада и давая своим новым владельцам ясновидческие способности. Саурон развивает этот триумф, чтобы склонить Келебримбора к гораздо более рискованному начинанию: созданию колец для гномов и даже людей, с Сауроном под рукой, чтобы исказить процесс и, таким образом, его конечные результаты. Единое Кольцо все еще является проблеском в огненном, всевидящем оке Саурона, но мы уже на пути к его истокам.
Эта сюжетная линия является исследованием коварной коррупции зла, сеющей семена недоверия и жадности среди добрых. Эдвардс играет растущую паранойю Келебримбора с аффектированной неуверенностью в себе, а в «Казад-думе» принц Дурин (Оуайн Артур) и его жена Диса (София Номвете) борются с негативным влиянием кольца на нового алчного и рискованного короля (Питер Маллан). Неумолимый упадок Средиземья, когда гномы и эльфы уступают позиции оркам и людям, тем печальнее, насколько эффективно «Кольца власти» иллюстрируют величие того, что поставлено на карту.
Но «Кольца власти» помещают этот резонансный конфликт среди густых зарослей знаний, которые остаются непроницаемыми для посторонних, группы, которая включает любого, у кого нет времени или желания копаться в глубоких порезах Толкина. Пролог показывает более раннюю версию Саурона, которую играет звезда «Медленных лошадей» Джек Лоуден в резком камео, сталкиваясь с восстанием орков во главе с Адаром (Сэм Хэзелдайн, ранее Джозеф Моул), который спровоцировал извержение Роковой горы и установление Мордора в одном из прорывных эпизодов первого сезона. Я не могу сказать вам, почему эти две стороны враждуют, или почему Саурон предпочитает не раскрывать себя, когда он отправляется в Мордор в премьере, прежде чем изменить курс на домашнюю базу Келебримбора.
Я также не мог объяснить различные политические фракции, борющиеся за контроль над Нуменором, которые появляются только в одном эпизоде в первой половине сезона, но, похоже, имеют какое-то значение, которое я не смог распознать. (Здесь присутствуют некоторые религиозные мотивы и некоторые антиэльфийские предрассудки, но истоки и обоснования обоих лагерей остаются неясными.) Я даже не мог различить, где разворачиваются различные сюжетные линии по отношению друг к другу, и часто ловил себя на том, что тоскую по карте в стиле «Игры престолов», которая открывала бы каждый эпизод.
Вместо захватывающего чувства открытия, «Кольца власти» вселяют смутную дезориентацию, как будто вы пришли на лекцию в колледж, не прочитав требуемую литературу. Возможно, эта путаница — вопрос ошибки пользователя, хотя, как показывает практика, я не одинок. Когда я сказал члену семьи, что рецензирую этот сезон, они выразили удивление, что не слышали о шоу, действие которого происходит в Средиземье. Вскоре мы поняли, что посмотрели весь первый сезон и забыли не только подробности, но и само его существование.
Трудность «Кольца власти» в передаче ставок или базовой механики напрямую связана с его трудностью в создании вымышленных существ с отличительными чертами и запоминающимися причудами. Саурон — один из самых знаковых злодеев в популярной культуре, но в этом повествовании он не более интересен как спящий агент с каменным лицом, чем как закадровое присутствие, нависшее над первым сезоном. Главные герои тесно связаны с архетипами, созданными либо Толкиеном (наивные молодые хоббиты в поисках с волшебником), либо коллективным сознанием (сильный женский персонаж , троп, который подходит этой молодой Галадриэль как нельзя лучше). Второй сезон включает в себя несколько вынужденных, резких романов и больше деревянных диалогов — «Странно, как то, что осталось позади, может быть самым тяжелым бременем для переноски», — которые держат зрителя на расстоянии. Я по-прежнему больше осознаю, что должен считать робофутов очаровательными, чем на самом деле очарован их выходками. Диса из «Номвете» ближе всего подходит к исполнению отведенной ей роли Поставщика развлечений, но остальная часть шоу остается послушной данью уважения, лишенной искры или неожиданности.
Amazon предварил премьеру сериала «Кольца власти» одной из самых навязчивых, вездесущих маркетинговых кампаний на памяти живущих. С тех пор эта стратегия была свернута; когда на днях мне прислали стиральный порошок, на упаковке не было фирменной рекламы самого яркого IP Prime. Возможно, платформа сериала начала признавать ограниченную привлекательность шоу. Если вы из тех людей, которые рады познакомиться с Томом Бомбадилом (Рори Киннер), народным, причудливым духом, вырезанным из фильмов Джексона, «Кольца власти» созданы для вас. Если нет, то это не так — и они больше даже не пытаются убедить вас в обратном.