Доброго времени суток, дорогие читатели! Это моя первая статья, а потому при желании и возможности с вашей стороны прошу оставить комментарий, о том, что вам понравилось при прочтении, чего не хватало, а что вызывало нежелательные вопросы. Тема танкостроения мной будет затрагиваться еще неоднократно, так-что можно считать сегодняшнюю статью вводной. Приятного прочтения!
1920-е
В первую очередь отмечу, что зарождение танкостроения в России изначально не задалось, ведь началось оно с Царь-Танка, который был и не особо танком и вообще был малопригоден для реальных боевых действий, поэтому началом истории танков в России будем считать поставки британских танков Mark MK V «самец» в конце 1918 начале 1919 годов. Помимо британских танков, которые поставлялись в ряды Белой Армии, были еще трофейные французские RENO FT17, которые были захвачены на территории украины Украины, и из нескольких захваченных штук был сформирован "первый Автобронедивизион специального назначения". Важно отметить, что один из захваченных RENO отправили в Москву Ленину, и именно с этого начинается история уже отечественного танкостроения. На базе RENO был создан первый советский танк, являющийся скорее его копией с некоторыми конструктивными переработками, МС-1 или Т-18, то бишь «малый сопровождающий». Разрабатывался с 1925 по 1926 года, хотя RENO производились в России уже с 1921 года, пускай и малыми партиями. Массовое производство т-18 началось в 1927 году и продолжалось до 1931 года, а эксплуатировался фактически до 1941 года, однако только в качестве тренировочной машины или укрепленной огневой точки. В военных конфликтах фактически не участвовал. Вооружение было для своего времени было приличным – либо 37 мм орудие, либо на поздних модификациях 45 мм орудие 20-К, а так-же обычно вместе с орудием в башне шел спаренный пулемет, либо в принципе мог иметь только пулеметное вооружение. Экипаж состоял из двух человек, бронирование было противоосколочным, то есть даже крупнокалиберный пулемет мог его «изрешетить». Было выпущено всего около 1000 экземпляров, что сразу сделало его самым массовым танком в СССР в 20-е годы.
1930-е
Легкие танки
И тут задам вам вопрос, а как вы думаете, о каком танке поется в песне «три танкиста»? Многие отвечают вовсе Т-34, скорее в виду ограниченности информированности (хотя конечно бытует мнение, что там поется про БТ-7, что менее вероятно в виду не такого большого его распространения на тот момент) Итак, изначально пелось о Т-26, который в 1931 году вытеснил МС-1 с производственных конвееров. Разработка «нового» танка проходила меньше года, т.к изначально он представлял собой переделку поставляемых из Британии легких танков Wikkers «шеститонный». Но ключевой переработкой отечественного «виккерса» стала установка 45-мм орудия 20-к, которое сыграет очень важную роль в отечественном танкостроении. Стоит понимать, что оригинальный «виккерс» был вооружен двумя башнями с установленными в них пулеметами, либо так-же мог комплектоваться башней с 37-мм орудием «гочкиса» и одной пулеметной башней, в общем создавались разные вариации установки вооружения вплоть до установки орудий крупного калибра, то бишь на базе «виккерса» создавали САУ. Итак к 1931 году Т-26 принял свой привычный нам вид – одна башня (в зависимости от года выпуска имела различные формы) с 45-мм орудием 20-К и спаренным пулеметом ДТ, а так-же в зависимости от модификации башни пулемет мог устанавливаться в ее кормовую нишу. В общем без серьезных изменений, не считая изменения в углах наклона бронелистов и установки различных фар и прожекторов, Т-26 производился до 1941 года, после чего его производство прекратили, хотя отдельные предприятия все еще собирали их из оставшихся деталей, а эксплуатация в России закончилась сразу по окончанию Второй Мировой. Стоит отметить тот факт, что для своего класса и своего времени Т-26 обладал очень хорошими тактико-техническими характеристиками, особенно касательно вооружения, т.к долгое время орудие калибра 45-мм не имело конкурентов среди других танковых орудий. Но уже к концу 1930-х прослеживалось явное техническое отставание, недостаточное бронирование, чувствовалось устаревание конструкции и невозможность как либо дальше улучшать этот танк, поэтому-то от него по итогу отказались. В ногу с Т-26 шла ветка легких танков БТ – «быстроходный танк», основная концепция которых ясна из названия – чем выше скорость, тем лучше. Фактически всю серию БТ, а позже узнаем что и не только БТ, нам подарил американский танковый инженер Уолтер Кристи. Его концепцию быстроходных танков отрицали и на родине и в западной Европе, но в Польше и СССР подобная идея оказалась довольно привлекательной. Поэтому был заключен договор с Кристи, по которому в 1930-м году он поставлял пару единиц своих танков, которые у нас получили обозначение БТ-1, а после некоторых доработок формы корпуса (его прозвали утконосом, и в качестве шутки приводится, что именно из-за этого корпус немного изменили) и установки башни первоначально с 37-мм орудием «гочкиса». Поэтому БТ начинают производится с 1931 года, а всего было создано дополнительно несколько модификаций БТ, а точнее БТ-5 и БТ-7, а так-же второстепенные БТ-7А, БТ-7М, БТ-5А. Заканчивается производство уже в 1940-м году и завершает эпоху «быстроходных танков» самым совершенным БТ-7М. Стоит отметить, что являлся он самым быстроходным в мире танком, причем с возможностью постановки на колесный ход, а так-же вооружался известным нам 45-мм орудием.
Тяжелые танки
Скажу пару слов о танках, которые мы сегодня подробно не затронем, но которые необходимо знать для понимания дальнейшего развития танков. Итак, во первых к концу 30-х сформировались уже и тяжелые танки, которые были представлены пятибашенным Т-35 (самый многобашенный танк в мире и один из самых длинных), эксперементальными СМК и Т-100, которые массово не производились и средний трехбашенный танк Т-28. Как раз на Т-28 была испытана торсионная подвеска, которая использовалась при разработке серии танков КВ –«Клим Ворошилов» и ИС –«Иосив Сталин». Теперь можно рассмотреть ветку тяжелых танков КВ. Они во многом были схожи с Т-100 и СМК, в принципе отечественное танкостроение отличается очень высокой унификацией всевозможных деталей. Стоит развеять очередной популярный миф, что кв-1 был разработан специально для прорыва линии Маннергейма во время Зимней войны, однако в производство КВ-1 поступил еще в августе 1939, а война началась в ноябре. Появление серии танков КВ было обусловлено, в первую очередь, необходимостью замены Т-35, чья концепция многобашенности еще до войны была признана нецелесообразной, тем более даже при факте того, что т-35 это тяжелый танк, он все равно обладал посредственным бронированием и орудия с легкостью брали его незначительное бронирование (около 30-35 мм во лбу корпуса). Именно КВ было предначертано изменить данное «недоразумение», что он с успехом сделал. Военные сразу отправили КВ на боевое испытание на фронт, где его не могло взять ни одно орудие, была продемонстрирована великолепная проходимость, но была отмечена недостаточная мощность 76-мм орудия Л-11, поэтому была разработана модификация со 152-мм орудием, получившая наименование КВ-2. Производство танков КВ осуществлялось всего двумя заводами – Ленинградским Кировским заводом и Челябинским тракторным заводом, а производились они с 1939 до 1942 года, эксплуатировались до окончания войны.
Средние танки
Во время зарождения КВ шла разработка одного из самых узнаваемых и массовых танков в мире – Т-34. Разработка Т-34 началась в 1937 году и по факту это было логическое продолжение БТ-7м, основной концепцией которого стало увеличение бронирования. Итак до 1940-го года шла планомерная разработка и постепенное увеличение ТТХ, во всех смыслах, так были созданы эксперементальные образцы А-20 (БТ-20) и А-32, а уже в 1940-м путем окончательного увеличения бронирования А-32 до 45мм танк получил обозначение Т-34 и был выпущен приказ о начале его производства. Интересным фактом будет то, что по факту Т-34 нам дал опять-же Кристи, т.к именно изначальная концепция подвески, получившей название в честь Кристи, и изначально установленные под наклоном листы и дали мотивы для появление Т-34 и его предшественников. Таким образом появился на свет лучший танк своего времени, не имеющий конкурентов долгое время, танк, которому посвящено больше всего внимания в мировой общественности и в принципе символ танков в принципе. Т-34 имела модификации от каждого года, конструкция, особенно башен, могла изменяться от завода к заводу. Главным отличием образца 1940 и 1941 годов была замена орудия Л-11 на Ф-34, а в 1943 году на башню была установлена комбашенка, а в 1942 году поставлена фигурная литая башня. Конечно-же все мы знаем Т-34-85, но это уже просто модификация Т-34, как и различные попытки переработать и использовать базу Т-34 в других странах. Оригинальная т-34 производилась до 1948 года, массово эксплуатировалась примерно до середины 50-х, а по факту до сих пор многие государства, особенно третьего мира, используют т-34 в качестве вспомогательной силы и различных тягачей.
1940-1950-е
Тяжелые танки
Разобравшись с одной легендой мы сразу перейдем к ветке танков ИС – «Иосив Сталин» - лучшие тяжелые танки в мире на тот момент, со 122-мм орудием д-25Т, которому не мог противостоять ни один танк. Интересная ирония получилась, что в руководстве Харьковского КБ, в котором разрабатывали Т-34, стоял Кошкин, а главным инженером советских тяжелых танков был Котин. ИС-1 был принят на вооружение в 1943 году, а производился и эксплуатировался до 1944 года, пока не появился ИС-2 – тот-же ис, только как раз с установленным 122 мм орудием, а не 85, как на ИС-1. Логическим продолжением стал ИС-3, который буквально взбудоражил общественность своей инновационной конструкцией, которая получила название «щучий нос». Благодаря этой конструкции бронелист толщиной в 110мм давал приведенное значение примерно в 300мм. Но об этом новшестве мы будем говорить позже, а сама линия советских тяжелых танков продолжается в опытных образцах в виде ИС-4, ИС-7, которые имели уже устаревшую концепцию, излишнюю массу и были неконкурентноспособны по отношению к новым западным машинам. Тем не менее последним отечественным тяжелым танком, который массово производился, стал ИС-8, а после смерти Сталина его переименовали в Т-10. Это был танк устаревшей концепции, который попытались возродить благодаря современной компановке, новому орудию, электронике, однако проект оказался заведомо провальным. ИС-ы стояли на вооружении до 1993 года, точнее это был уже только Т-10, а производился он с 1954 по 1966 годы.
Средние танки
Ветку средних танков продолжил Т-44, который был разработан еще в 1944 году и должен был заменить Т-34-85 благодаря многим усовершенствованиям, особенно увеличенному бронированию без существенной потери скорости, но командование не решило рисковать переводом производственных мощностей на новый танк, по этой-же причине отказались и от Т-43, тоже перспективного развития т-34. Однако от проекта Т-44 не отказались и он был переработан в Т-54, первые образцы которого появились уже в 1946 году, а серийно выпускался с 1947 года по 1974. Танк обладал невероятным запасом по возможности модификации, что и позволило ему так долго находится в строю наравне с более современными машинами. Стоит отметить, что у Т-54 была можно сказать версия для экспорта в виде Т-55, которая сыскала наибольшую популярность в Восточной Европе. Эти танки прошли фактически всю холодную войну и представляли из себя серьезных соперников с установленной 100-мм пушкой и достойным бронированием, в то время как на западе бытовали в большинстве только 90-мм орудия, что сказывалось на итоговой убойной силе. Продолжением уже Т-54 стал Т-62. Производился с 1962 по 1975 годы, что уже говорит о выработке ресурсов, т.к конечная дата производства не сильно отличается от окончания производства Т-54. Существенным недостатком танка было сильно ограниченное внутреннее боевое пространство, заряжающего буквально задавливало в нем, случались случаи когда экипажу, находящемуся в башне при ее повороте отрывало ноги. Но танк подвергался многим модификациям, особенно с точки зрения увеличения бронирования за счет наваривания различной защиты, те же брови Брежнева. Танк так-же имел уже существенную огневую силу – 115мм орудие.
1960-1970-е
Основной боевой танк
На этом заканчивается эпоха средних танков и видов танков так таковых и на мировую арену выходит понятие ОБТ – «основной боевой танк». Компиляция свойств тяжелых, средних и легких танков. Тут в отечественном танкостроении начинается вполне соотносимая, логичная и единая структура развития танкостроения. Начинается все с Т-64, первого в мире танка с комбинированной броней – системой бронирования, предполагающее соединение металлических и неметаллических материалов в определенной последовательности с целью повышения уровня бронирования, чаще всего от определенного вида снарядов. Активная разработка шла с 1960-ого года, однако все это были более или менее опытные образцы, а серийные экземпляры появились лишь в 1965-1967 годах и производство продолжалось вплоть до 80-х, когда на смену пришли Т-72 и Т-80. Т-72 и Т-80 были победителями конкурса на ОБТ СССР. Т-72 был принят на вооружение в 1974 году, имеет десятки модификаций, можно назвать самым популярным ОБТ в мире, имеет невероятный запас для проведения модификационных работ, но имеет под боком конкурента в виде Т-80. Для незнающих людей будет трудно их даже отличить – имеют одинаковую компоновку, одинаковые формы корпуса, башня обычно покрыта комплексами динамической защиты, которые обычно универсальны, даже ходовая часть почти одинаковая исключая формы катков – и там и там их по 6 штук со стороны, даже орудия одинаковые – 125мм 2А46. Но различия кроются в деталях. Т-80 оснащен газотурбинным двигателем на 1000-1250 л.с, а вот на Т-72 стоит дизельный, так же на Т-72 стоит автомат заряжания орудия, а на Т-80 механизм заряжания. Оба танка имеют огромное количество отечественных и зарубежных модификаций, отличающихся, в первую очередь, комплексами активной и динамической защиты, приборами оптики, защиты экипажа и т.д. Но углубляться в такие подробности мы опять же сегодня не станем, лишь затронем тот факт, что по сей день они стоят на вооружении Российской армии и активно принимают участие в военных конфликтах, стоят на вооружении множества государств, даже не дружественных нам, а логическим продолжением Т-72 является всем известный Т-90, являющийся его глубокой модификацией.
Таким образом я завершаю довольно краткий экскурс в историю отечественного танкостроения. Надеюсь вы узнали для себя что-то новое, хотя конечно первостепенно я преследовал цель именно показать динамику развития этого направления вооружения. А теперь вынужден с вами попрощаться, с уважением, ваш историк)