Ученые обнаружили новый способ возникновения мигрени - прорыв, который может помочь им создать новые лекарства от изнурительного состояния.
Более миллиона американцев страдают от мигрени, которая вызывает у них тошноту, парализующую боль и неспособность встать с постели в течение нескольких часов.
У каждого четвертого они также страдают от чрезвычайной светочувствительности, размытого зрения и черных пятен, которые затрудняют функционирование.
Несмотря на то, насколько распространены эти мигрени, ученые мало что понимают о причинах этих приступов, и многие люди не имеют эффективных лекарств.
Но исследователи обнаружили, что во время мигрени создаются различные белки с аурой, которые выходят из мозга через микроскопические отверстия и вызывают сильную боль.
Для того, чтобы кто-то почувствовал боль, мигрень должна активировать болевые рецепторы, которые находятся за ее пределами, что исследователям известно уже давно.
Как мигрень перемещается из мозга в остальную часть тела, «в значительной степени оставалось загадкой», сказали доктор Джеффри Илифф из Медицинской школы Университета Вашингтона и доктор Эндрю Руссо из Университета Айовы, которые не участвовали в исследовании.
Доктор Илифф и доктор Руссо назвали авторов «первопроходцами» и заявили, что это может помочь нам найти новые лекарства для страдающих мигренью.
Для людей с умеренными головными болями часто могут помочь безрецептурные обезболивающие препараты, такие как Адвил и Тайленол. Но для страдающих мигренью этого обычно недостаточно.
Существуют одобренные FDA лекарства от мигрени, но для многих людей они не работают, говорят авторы исследования из Университета Копенгагена и Медицинского центра Университета Рочестера.
Это потому, что мигрень — это не просто сильная головная боль, она более серьезная, сказал доктор Кристофер Готтшальк, директор Центра головной боли и лицевой боли Йельского университета, который не участвовал в исследовании.
Поэтому врачи назначают лекарства, такие как триптаны, которые могут лечить мигрень после ее начала, или антидепрессанты, противосудорожные препараты или бета-блокаторы, все из которых должны быть в состоянии предотвратить мигрень.
Но существует высокая вариабельность этих лекарств. Даже если они работают, они сопровождаются некоторыми неприятными побочными эффектами, такими как тошнота, бессонница, проблемы с памятью, увеличение веса и выпадение волос, сказал доктор Готтшальк.
Эти побочные эффекты делают эти препараты «не очень хорошим вариантом» для многих страдающих мигренью, сказал он: «В большинстве случаев цена слишком высока для людей».
Но для того, чтобы создать препараты, которые более эффективно лечат мигрень, врачам приходится понимать, что ее вызывает. Несмотря на «тысячи лет» исследований, это все еще обсуждается, говорят авторы исследования.
Исследователям уже давно известно, что мигрень не воздействует непосредственно на мозг, поскольку сам мозг не способен чувствовать боль.
Мозг окружен множеством мембран, которые отрезают его от остального тела и пропускают только то, что абсолютно необходимо. Молекулам трудно пройти через эти слои, независимо от того, приходят они или уходят.
Исследователи понятия не имели, как эти хитрые мигрени обходят эти барьеры.
Но они знали, что при некоторых видах мигрени, примерно за час-пять минут до начала боли, у людей начинают наблюдаться странные визуальные признаки — такие как размытое зрение, ослепительный свет и черные точки.
Оказывается, когда аура начинается, происходит поток жидкости и сигналов мозга, которые перемещаются по мозгу, выталкивая маленькие молекулы, вызывающие мигрень.
Исследование показало, что у мышей молекулы, вызывающие мигрень, покидают мозг, воздействуя на эту жидкость и выталкиваясь в небольшой щель, где нерв, контролирующий лицо, выступает из мозга.
«Это был первый раз, когда кто-то выявил этот пробел», — пишут доктор Илифф и доктор Руссо.
Они считают, что эти крошечные частицы, которые являются маленькими белками, могут быть мишенью для новых лекарств и остановить мигрень.
«Несмотря на то, что эта работа предоставляет одни из самых убедительных на сегодняшний день данных о роли глимфатической системы в развитии мигрени, многое еще предстоит открыть», — пишут доктор Иллиф и Руссо.
По их словам, некоторые из молекул, которые были идентифицированы в этом новом исследовании, уже изучаются фармацевтическими компаниями.
В 2018 году FDA выпустило первый из этих препаратов, названный ингибиторами пептидов, связанными с геном кальцитонина, в честь конкретного белка, с которым они призваны бороться.
В то время Американский фонд мигрени назвал этот вид лекарства «самой большой новостью в лечении и профилактике мигрени за последние десятилетия». Тем не менее, это все еще не решает мигрень для всех.
Таким образом, другие молекулы, обнаруженные исследователями, могут быть ключевыми, сказал автор исследования доктор Мартин Кааг Расмуссен, в открытии новых фармакологических мишеней, которые могут принести пользу значительной части пациентов, не реагирующих на доступные методы лечения.