Ольга Михайловна рассказывала мне:-Я еще ребёнком была, училась во втором классе. Однажды, на перемене, ко мне подбежал мальчишка с нашей улицы и сказал, что мой отец онемел. Я не поверила. Пришла домой и всё оказалось правдой. Стала расспрашивать маму, она и рассказала, что приходил дедушка того самого пацана, они с моим отцом заспорили и тот сказал, что жалко, мол всех вас, Колесниковых, не истребили тогда, в двадцатые. Мол, как были кулацкое отродье, так и остались.
Не глуп был отец Ольги Михайловны-Михаил Дмитриевич, газеты читал, понимал в какое время живёт, вот и прикинулся немым. Даже с женой объяснялся на бумаге, письменно.
Заговорил, когда времена изменились, к власти пришёл Ельцин, а это всё равно что безвластие...Тогда-то мы и приехали в Старую Калитву, к неожиданно заговорившему старику. Ему шел уже девятый десяток.
Недоверие к незнакомым читалось в его глазах. Попросил предъявить какой-либо документ, удостоверяющий личность. Внимательно изучил журналистское удостоверение. И только потом стал вспоминать.
Оказывается, тогда разбили в Старой Калитве комбедовский отряд, который выгребал из закромов всё до зёрнышка. Но старокалитвяне Кунахов, Курочкин и ещё несколько человек оказали вооруженное сопротивление.
Церковные колокола ещё не сбросили и они звонили о беде, словно спрашивая :как жить дальше.
В это время, бывший унтер -офицер царской армии-Иван Колесников, прибыл домой на побывку после ранения в войсках Красной армии. Его и попросили возглавить группу повстанцев, которая за короткий срок выросла до 5000 человек. "Банда Колесникова"-так чекисты окрестили повстанцев.
Сам Иван Колесников имел от царской службы, шашку с белым клинком, а конь под ним был монгольской породы. Уважали его станичники за былую воинскую храбрость, за ум и бесстрашие.
У повстанцев были свои осведомители, которые предупреждали о наступлении "красных". И тогда , Колесников выводил свой отряд навстречу врагу. Он берёг родную станицу от боевых действий.
Вооруженные столкновения происходили в окрестных сёлах: Ивановке, Цапково,Белогорье.
Колесников поддерживал связь с Антоновым, который возглавил кулацкий мятеж, на соседней тамбовщине.
Но конец этой истории известен: армия Тухачевского подавила повстанческое движение в Черноземье. Это, если говорить языком, учебника истории, но за этим кратким сухим фактом-людские судьбы.
Подворье всех Колесниковых, сожгли. Сам Иван Сергеевич погиб, но никто не знает где, его могила. Родным тайком передали его кожаную тужурку и шашку с белым клинком.
А потом, в народе, начали слагать легенды, что вовсе не убит он, а живёт где-то в Подмосковье под чужой фамилией.
Кто ж теперь знает, где правда, а где вымысел. Сколько донской воды утекло с той поры, сколько жизней ушло в небытие...А те, кто пережил страшные годы становления Советской власти, до сих пор боятся повторения истории.
От Михаила Дмитриевича поехали к жене другого двоюродного брата Ивана Колесникова.
Попросили вспомнить рассказы мужа о тех кровавых годах. Она отвернулась к окну, долго молчала и потом как отрезала:-Я ничего не знаю.
-А где похоронен Иван Сергеевич? -продолжала домогаться я.
-А с чего вы взяли, что он убит? Нет, он жив остался..
-Если бы жив, то наверняка бы связь с родными поддерживал.
И тут сухие слёзы блеснули и враз исчезли в старческих глазах:
-Не стал бы он объявляться. Их всех от малых до стариков к стенке ставили: признавайтесь, мол, где бандюга. А какой же он бандит, если за крестьян стоял, за их землю? Вы только подумайте, что землица-то у всех была, а рожала почему-то только у Колесниковых, Кунаховых....Потому что они труженики были...
Права была моя собеседница. Колхозы, организованные большевиками, оставили всех без порток. А тех, кто не хотел сиять голой задницей, отправляли на Соловки, за Урал и туда, где "Макар телят не гонял.
Но это - другая история.
Михаила Дмитриевича уже нет на свете. Спасибо ему за рассказ о своём двоюродном брате-Иване Колесникове, возглавившим повстанческое движение крестьян на Дону.
Конечно он понимал, на что шёл, но не остановился. Ради земли родной, ради людей родных...Светлая ему память.
А что колхозы сотворили с Россией , расскажу в другой раз....