Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Вассал графов де Комменж

В современной Франции, в регионе Окситания и поныне есть небольшая сельская коммуна Пушарамме. С XII века половина местечка была владением ордена Святого Иоанна, более известного как Орден госпитальеров.

Кроме братьев и тех мирян, что занимались страждущими в больнице Ордена, в этой маленькой провинциальной резиденции (сомневаюсь, можно ли назвать ее командорством) постоянно находился и нотариус. Да и вообще, многие из братьев были людьми учеными по сравнению с окружающим дворянством. Так вот, благодаря нотариусам госпитальеров до наших дней сохранилось целое собрание ценных источников (самые ранние датированы последней четвертью XII века), которые в частности интересны тем, что там мелькают имена дворянских семей, ныне прочно забытых.

Герб госпитальеров
Герб госпитальеров

Местное дворянство шло к нотариусам по тем же самым причинам, по которым и сейчас люди ходят к этим специалистам: оформлять сделки - купли-продажи, дарения и так далее. В резиденции рачительно хранили все документы, даже те, что не имели к самим госпитальерам прямого отношения. Имена окрестной мелкопоместной знати сохранились лишь на старых пергаментах Ордена, неизвестно что стало с ними дальше, выбились ли эти семьи в нечто большее (сменив фамилии) или так и сгинули в провинции, не такой уж и глухой - Окситания постоянно бурлила, там и без Альбигойских войн хватало конфликтов.

Знакомясь с этими частными правовыми документами, меня в первую очередь заинтересовало время - самое гиблое для Окситании, конец XII-го - первая половина XIII-го веков. Еще до горячего противостояния христиан и катаров, здесь кто только не шлялся с огнем и мечом - арагонцы, наварцы, вассалы английского короля (французского - так само собой), большие сеньоры били друг друга, и в довесок мятежных горожан, а горожане, иногда при должной удаче - сеньоров. Иногда начинаешь сомневаться в крепко устоявшемся мнении, что северяне шли на катарский юг с целью захватить цветущий Лангедок - логически он просто не мог быть таким уж и цветущим после десятилетий погромов, накануне Крестового похода.

-2

Но, к сожалению, данные документы никак не касаются военно-политической обстановки. Пушарраме находилось в ту пору под властью графов Комменж, династия которых пока так и называлась - «дом Комменж» (эта семья по своей старшей ветви окончательно угасла в 1443 году с Маргаритой, дочерью графа Пьера Раймунда II (? -1373). Местечко находится совсем недалеко от Тулузы, и входило в кастелянию Мюре - в самой северной части графства Комменж, как можно видеть по карте.

Первое же, что бросается в глаза среди орденских документов Пушарраме, это слишком частое упоминание одного и того же имени - Бернард Барон. Рискну сделать вывод, что эта семья на протяжении трех поколений (судя по сделкам, зафиксированным госпитальерами) была эдакой крупной рыбой в мелкой воде. Эти небольшие феодальчики были прямыми вассалами графа Комменжа, владели двумя замками (видимо также «крохотными») в самом Пушарраме (соседствуя с Орденом) и еще здесь же рядом в Сен-Клар-де-Ривьер - коммуна с тем же именем, как и Пушарраме, существует и поныне, только вот никаких следов от семьи Баронов не осталось. Хоть бы ради любопытства герб в местной церкви… но, нет, ничего.

-3

Первого из упоминаемых Баронов зовут Гийом, он фигурирует в документах только один раз, вместе со своим сыном Бернардом. Предположу, что именно при Гийоме начался подъем этой семьи в небольшую по общим меркам гору. Далее упоминается только один Бернар (вероятно, Гийом вскоре скончался), обраставший потихоньку имениями.

Май, 1189 года.

Арно де Гаримон и его брат Бернард де Сейсесс, закладывают Гийому Барону и его сыну Бернарду, земли которыми они владеют в Пуи-де-Туж, Тиле, Сен-Кларе, Ферезате и Лерме за 20 солей.

Неизвестно, первое ли это приобретение семьи Барон или они уже начали свое восхождение. В тексте совершенно не указано на какой срок осуществлен заклад и когда указанные владения прейдут в полную собственность Гийома Барона и его наследника. Далее следует перерыв в 10 лет, имя Барон не упоминается, и вот:

Июнь 1199 года, день Святого Петра.

Бернар граф Комменж, передает в вотчину половину замкового владения Пушарраме и всю честь, которая от него зависит, то есть, мужчин, женщин, земли, луга, леса, воду и все подати. За это Бернард Барон должен ему принести пару шпор на каждое Успение Пресвятой Богоматери и 5 солей. Бернард Барон может строить укрепления (бастиды и прочее), как ему будет угодно.

Современный герб коммуны Пушарраме
Современный герб коммуны Пушарраме

Это уже серьезно. Вряд ли сам замок был большим, наподобие дотянувших до наших дней развалин крепостей окситанских файдитов - но, получить пожалование от самого графа, не каждый сподобиться. Выражение «должен пару шпор» в определенный день каждого года, это стандарт подтверждения оммажа. Вассал подносил своему сеньору шпоры (в порядке символа) и еще небольшой дар в денежном или натуральном эквиваленте. Но… где же вторая половина? О ней речь пойдет чуть позже.

В соответствующем французском исследовании Бернард именуется «прямым вассалом» графа Комменжа, но среди других бумаг есть и вот такая, от марта того же 1199 года:

Понс де Окс передает Бернарду Барону во фьеф всю честь. Которое он владеет в местности Тиль, то есть, луга, земли, воду, десятину, права въезда и выезда и все права. За это Бернард Барон должен будет подносить 12 денье каждый год в канун Дня Всех Святых

Судя по всему, Барон был одновременно вассалом и графа. и некоего сеньора де Окса, который в свою очередь также присягал Комменжам, раз речь идет об их территорях.

Современная карта, Пушарраме здесь не указано, но вот Рьем есть
Современная карта, Пушарраме здесь не указано, но вот Рьем есть

Февраль 1202 года.

Бернар Марка и его сыновья Гийом и Бернард за 70 морласских солей продают Бернарду Барону земли, которыми они владеют между реками Туше и Буре, а также все берега и воды реки Туше между Мулен-де-Ферез и Мулен-де Фустильян, то есть, земли с правами въезда и выезда, леса, луга, воды, мельницы и все права. Бернард Барон может построить мельницу, но ему придется заплатить за это 12 денье.

Март 1202 год.

Жеро Д’Эспарос, его брат Бернар, и их сестра Эсклармонда продают Бернарду Барону за 105 солей половину замка Пушарраме и владения Фустильян, со всеми мужчинами, женщинами и их имуществом, землями, лугами, лесами, правом на въездные пошлины, правом на рыбную ловлю.

Вот и вторая половина светского владения - солидно стоит и вероятно, граф Комменж одобрил эту сделку. Наконец в этом же документе удалось выловить второе имя Баронов - де Рьем (Rieumes) по имени одноименного местечка близ Мюре. Можно предположить, среди прочих вариантов, что именно отсюда и пошел этот род.

Апрель 1208 года. Снова появляется сеньор Понс Д‘Окс (Ponce d’Ox).

С согласия своей жены Брейды и своих сыновей Бернарда и Раймонда, Понс Д‘Окс передает Бернарду Барону всю честь по четверти местности Ферезате

Так, года до 1215 сеньор Барон потихоньку скупал имения, окреп и стал активно рядиться с госпитальерами в Пушарраме. Братья на него постоянно жаловались и собирали документы. Судя по всему, Барон одерживал верх и силой захватывал клочки территории госпитальеров, умудряясь строить в деревнях даже некие укрепления. Крайне интересно было бы узнать, какую роль Барон играл в общей армии своего графа, ведь он наверняка против него-то уж точно не был. Во всяком случае, первый этап Альбигойских войн Бернард Барон благополучно пережил и продолжал богатеть.

Герб коммуны Рьем
Герб коммуны Рьем

Вот в 1220 году попадется странный пергамент, зафиксированный нотариусами, некий Перегрин де Мевезен передает Барону все, что у него было в местечке Тиль и ни о каких деньгах речи не идет - просто уступает все права и всё. Бернард как будто выдавливал из окрестностей тех, кто был слабее него, иногда и вовсе бесплатно. Как раз примерно в этот период упоминается и о смерти Бернарда. В феврале 1221 году Бернар IV, граф Комменж «после смерти» Бернарда Барона-отца подтверждает права Бернарда Барона-сына на Пушарраме. Это уже третье поколение семьи богатеев Пушарраме

Можно догадаться, что Бернард II Барон, держался своих графов (Бернардов V и VI Комменжей) и в общем итоге выкрутился из всех передряг вместе с ними. В документах наступает долгий перерыв и вот в 1241 году есть акт, согласно которому Бернард Барон-младший получает некоторые земли в приданное за дочерью Орсе и Жеральды Бергоньяс.

И вот этот сеньор пропадает из пергаментов Ордена на долгие 22 года. Впрочем, вряд ли он бедствовал, скорее всего пользовался услугами нотариусов в другом месте. В 1264 году, госпитальеры затевают тяжбу, так как нахальный Барон, видимо пошедший по стопам своего отца, нахально выпасал скот на землях, которые Орден считал своими. Неизвестно, чем закончился эта тяжба, но это последнее упоминание о маленькой, но богатой семье Окситании

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017