«Покажи мне Луну» (Fly Me to the Moon) - это такой затейливый винегрет из вполне себе задорных опусов на тему рекламы, авантюризма и непризнанных гениев режиссуры, стильных платьиц и причесок из 60-х и американской космической гордости, щедро разбавленной уже казалось бы вышедшими в утиль легендами любителей заговоров. Ах да, там же еще будет лав-стори...
Рейтинг на IMDb - 6.6
Продолжительность - 2 часа 12 минут
60-е годы неразрывно связаны с дерзкими мечтами человечества о покорении космического пространства и грандиозными научно-инженерными прорывами в этой области, а в мире политики - это еще и состязание за негласное мировое лидерство. И мы все прекрасно знаем, кто были главными конкурентами и соперниками в этой космической гонке.
Свой взгляд на самый эффектный американский ответный шаг в этой захватывающей эстафете предлагает подросшая дочка звезды 90-х Рене Руссо - Роуз Гилрой. Именно она - автор сценария нашего разномастного блюда, и по сути это ее первый реализованный большой проект. Режиссером выступил Грег Берланти («Зеленый Фонарь», «Гнев Титанов», сериалы «Стрела» и «Флэш»).
Первые минуты фильма как раз-таки заряжают нас тем самым космическим настроением - вот летит первый советский искусственный спутник, вот пытается его догнать американский «Эксплорер-1». Вот Юра Гагарин со своей лучезарной улыбкой машет нам рукой с экрана, и Никита Сергеевич о чем-то толкует с трибуны, а вот уже Кеннеди толкает свою историческую речь о Луне. Но эта документальная бравада - всего лишь уловка. Историей здесь не пахнет, ее тут ровно столько, сколько крупинок может просочиться через мелкое ситечко. Собственно, в фильме, центральным событием которого является успешное проведение миссии «Аполлон-11» - лишь 3 с половиной реальных действующих исторических лица.
Зато есть раздолье для любителей поразгонять на тему «та ну, никогда они туда не летали» и лучезарная Йоханссон, которая мужественно практически в одиночку тянет на себе все это действо. Именно ей досталась главная роль - авантюристки Келли Джонс, нежданно-негаданно ставшей главным спецом НАСА по связям с общественностью.
Келли - девушка бодрая и беспринципная и, конечно, очаровательная - это ее главный конек. Что ей стоит трогательно соврать о своей беременности или всплакнуть на заказ в нужную минутку?! А посему она, как рыба в воде, чувствует себя в рекламном бизнесе. Понятное дело, что при таком раскладе у нее есть кое-какое темное прошлое да и когда нужно вовремя «уйти в туман» она тоже отлично знает.
И вот после очередного эпик-фейла на фоне неприкрытой лжи ей поступает интересное предложение, от которого не так-то легко отказаться. Да и не откуда-нибудь, а прямо аж с самого-самого верха.
Вообще начало у фильма получилось многообещающее и классное. Акулу рекламного бизнеса Скарлетт сдает на 5 с плюсом. Да и помощница - «аккредитованная феминистка» Руби (Анна Гарсия) - ей очень хорошо вторит.
Вдобавок в действие весьма колоритно врывается манерный Лэнс Веспертин - «Кубрик рекламных роликов», как его с кокетливым намеком на дальнейшее развитие сюжета называет Келли-Скарлетт.
Однако амбициозное задание «продавать Луну» не ждет, и вот уже Келли на пару с Руби летит в далекую Флориду, где разворачивается на новом рабочем месте во всей своей дерзкой и беззастенчивой красе.
И тут нам напоминают, что фильм, помимо всего прочего - еще и мелодрама. В закусочную на Коко-Бич, где томно сидит с мартини при свечах привыкающая к новым реалиям жизни Келли, приходит завсегдатай - Ченнинг Татум. Он же Коул Дэвис. Сраженный красотой девушки, прямолинейный и слегка неловкий сотрудник НАСА рубит с плеча: Вы, мол, самая красивая девушка, которую я видел и гордо удаляется, сжимая в руках свою еду на вынос. И это, собственно, самая лучшая сцена нашего любовного дуэта. Я терпеть не могу, когда это говорят при обсуждении кино, и вот жеж угораздило - я в кои-то веки впервые скажу это сама: между Скарлетт и Ченнингом вообще нет той самой химии, будь она неладна. В их редких и неловких окололюбовных эпизодах кажется, что их резко выдергивают какими-то волшебными щипчиками из совершенно разных фильмов - настолько они далеки друг от друга в кадре.
Вот вроде Татум и симпотный, и юморной парнишка так-то, но здесь он - вообще никакой. Хотя ему-то и досталась та самая лакомая половинка настоящего героя-участника программы «Аполлон». Не клеится у него с амплуа руководителя космического запуска, ну никак. Лучшее, что он делает, помимо уже названной сцены, это гоняет еще одного важного и милого персонажа - безымянного черного котяру, который шастает по Центру Кеннеди, как у себя дома, чем сурового несостоявшегося астронавта крайне бесит.
Вот только же недавно поминала отсутствие котика как важный минус одной новой адаптации, и вот в очередной раз убеждаюсь в могуществе пушистых актеров. Котейка, кстати, тут не просто бегает и консервы с кормом жрет, он еще и сыграет практически сюжетообразующую роль ближе к финалу.
Возможно, беда с парочкой Келли+Коул в том, что Ченнинг тут - человек случайный. На его месте по первоначальному замыслу должен был оказаться Крис Эванс, и он сюда вписался бы гораздо органичнее. Глядишь, с более легкой и непринужденной подачей даже и романтика перестала бы быть столь ходульной и смогла бы придать фильму свой шарм. Но, увы, Капитан Америка оказался занят в другом проекте.
Во флоридской части истории появится троица довольно обаятельных второстепенных персонажей из НАСА: душевный пожилой инженер Генри Смоллс (Рэй Романо) и два сотрудника помоложе - Стью Брайс (Дональд Уоткинс - он, кстати, в одном лунном фильме уже успел сняться раньше) и Дон Харпер (Ной Роббинс).
Еще по ходу развития сюжета нам предстоит познакомиться с тремя странноватыми сенаторами, которых Келли будет мастерски перетягивать на свою сторону. И если старичку из Джорджии достаточно ностальгии по выступлениям перед юными студентками, а представителю Иллинойса - эксклюзивного интервью Коула, то самому эпатажному и молодому из них - подавай «фотографии из будущего» и страшные сказки о разрушительных советских лазерах. Помимо слегка анекдотичной карикатурности этого персонажа, тут есть и еще один нюанс. Сыграл этого завзятого борца с Советами муж Скарлетт - Колин Жост. И это первый случай, когда она взяла его с собой в кино)
А еще мы увидим актерский дебют оператора фильма - Дариуша Вольски, он тут, правда, играет не прям революционно новый для себя образ - все того же оператора только у манерного мэтра Лэнса. Если что - Дариуш вполне хорош и плодовит в своей сфере: «Пиратов Карибского моря» снимал, старого «Ворона» и «Темный город» у Пройаса, «Марсианина», «Прометея» и «Чужого: Завет» у Скотта и еще кучу всякого.
Многие сцены фильма снимали непосредственно на площадке Космического центра Кеннеди, так что люди в массовке на заднем плане - зачастую настоящие инженеры НАСА, SpaceX и Boeing. Причем команде повезло - во время съемок произошел настоящий запуск, фрагменты которого нам тоже покажут в кадре.
А теперь самое время препарировать просочившуюся в фильм историю и отделить ее от мистификаций и домыслов.
Исторические персонажи и реалии в фильме
Внимание!! В разделе будут некоторые вынужденные спойлеры, которые могут снизить градус интересности истории при просмотре!
Космическая гонка
Здесь только то, о чем упоминают создатели фильма. Понятное дело, запусков с обеих сторон было гораздо больше.
Все началось 4 октября 1957 года, когда был запущен первый в мире искусственный спутник Земли - спроектированный группой Михаила Тихонравова советский «Спутник-1».
1 февраля 1958 года США ответили запуском своего спутника «Эксплорер-1».
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет в космическое пространство продолжительностью 106 минут.
5 мая 1961 года Алан Шепард-младший на корабле «Меркурий-Редстоун-3» совершил первый американский суборбитальный космический полет, длившийся 15 минут 28 секунд. Это самый короткий полет за всю историю космонавтики, если не считать аварийные ситуации.
12 сентября 1962 года президент США Джон Кеннеди выступил перед студентами университета Райса с легендарной речью We choose to go to the Moon (Мы решили отправиться на луну). Именно это обещание и выполняла действовавшая до 1975 года программа «Аполлон». Всего по ней были совершены 6 успешных высадок на Луну, последняя произошла в 1972 году.
Советским ответом на американский штурм Луны стала изначально разрабатываемая для полетов к Венере и Марсу ракета-носитель Н-1, первый пуск которой состоялся 21 февраля 1969 года. Однако при взлете в одном из расположенных в хвостовой части двигателей начался пожар, а спустя еще минуту с небольшим ракета взорвалась. Последовали еще три попытки запуска, но все они также закончились неудачно. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была фактически закрыта, а в 1976 году официально завершили и работы по Н-1.
На пути к Луне у американцев были и свои трагические моменты. Так, 27 января 1967 года в ходе проведения одного из тренировочных испытаний в пожаре погибли все члены экипажа «Аполлон-1» Эд Уайт, Роджер Чаффи и Гас Гриссом, после чего намеченная на февраль-март реализация проекта была отложена на неопределенный срок.
Миссия «Аполлон-11»
20 июля 1969 года командир экипажа «Аполлон-11» Нил Армстронг и пилот Эдвин Базз Олдрин посадили модуль своего корабля в юго-западном районе лунного Моря Спокойствия и оставались на поверхности планеты 21 час 36 минут и 21 секунду. Пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите.
Первым ступил на Луну Армстронг. Он доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность на 2,5-5 см, а лунный грунт - очень мелкозернистый, и сказал ту самую знаменитую фразу про большой и маленький шаг. Ее и в кино, естественно, воспроизведут. Через 15 минут к командиру присоединился Олдрин. Выход астронавтов непосредственно на лунную поверхность продлился 2 часа 31 минуту 40 секунд. Астронавты установили на месте посадки звездно-полосатый флаг и собрали более 20 кг образцов лунного грунта. Сам полет, естественно, длился дольше - с 16 по 24 июля.
Если что - президент Никсон им, конечно, никакие «пару слов» на Луне не говорил.
Первых покорителей Луны в фильме, фуф и ура, решили не переделывать и не придумывать заново, но и роли у них в этой истории не сказать чтобы очень большие и важные.
Откуда взялась Келли Джонс?
Никакой Келли Джонс в реальности не существовало, но все же нет дыма без огня. Перед высадкой на Луну НАСА действительно развернула колоссальную рекламную кампанию, призванную популяризировать мечту о космосе и оправдать колоссальное финансирование проекта.
Подробнее обо всей этой пляске на космических костях можно узнать в книге «Маркетинг Луны» (2014). Ее авторы Дэвид Мирман Скотт и Ричард Юрек за без малого 20 лет собрали более 200 тематических рекламных объявлений, тв-кадров и фото из архивов и даже частных коллекций. И когда кажется, что Келли прямо откровенно перегибает палку, оказывается, что это еще цветочки по сравнению с нескромной реальностью американского маркетинга тех времен.
Больше всего вложилась во внеземные перспективы часовая компания Omega.
Но всех переплюнул, пожалуй, «Фольксваген» со своим слегка обидным для собственной продукции, но мега-актуальным слоганом.
Ну а что? Лично я б и сама с удовольствием купила арахисовую паста «Питер Пен» - нежную, как Млечный путь))
Помимо собственно рекламы НАСА при любой удобной возможности стремилось выставить напоказ и самих астронавтов. Популярнее «Биттлов», как обещала Келли, они, конечно, не стали, но действительно мелькали на экранах почти также часто, как голливудские знаменитости. И это касалось не только самого первого полета на Луну. При этом дерзких прямых замен астронавтов на актеров все-таки не было, ну, или об этом скромно умалчивают.
Кстати, в фильме на пресс-конференции астронавты «Аполлона-11» отвечают на вопросы словами из реальной предполетной пресс-конференции 5 июля 1969 года.
Откуда взялся Коул Дэвис?
Этот персонаж отчасти основан на реальном человеке. Самого такого вот прямолинейного героя Корейской войны, совершившего шутка-ли 52 боевых операции и не попавшего в астронавты по здоровью, но зато возглавившего запуск ракеты с первыми покорителями Луны на борту Коула Дэвиса не было.
Зато был тоже занимавший довольно важную роль на том самом запуске и не только Дик Слейтон. В Корее он не бывал, зато сражался на фронтах Второй мировой и тоже хотел стать астронавтом. Его уже практически отобрали в экипаж первой пилотируемой космической программы США Mercury, по плану он должен был пилотировать второй орбитальный космический полет, но после обнаружения в ходе дополнительных мед. обследований мерцательной аритмии его сняли с задания, а запущенный в мае 1962 года «Меркурий-Атлас-7» возглавил ставший впоследствии известный исследователем океана Малколм Скотт Карпентер.
В системе НАСА Слейтон остался, но занялся орг. работой с персоналом. Именно он с 1962 по 1973 годы выбирал счастливчиков, которые отправятся в очередной полет. Правда, в отличие от нашего бравого Коула после военной летной практики он перед этим еще и отучился на бакалавра в области авиационной техники в Университете Миннесоты.
В космос, кстати, он-таки слетал, причем уже в довольно солидном для астронавта возрасте (тогда он стал самым старым из всех когда-либо это делавших) - в 1975 году в полете по программе «Союз» - «Аполлон» он занял место пилота стыковочного модуля.
А вот одну фразочку взволнованно следящего за прилунением Генри Смоллса «Мы тут все уже посинели. Теперь мы снова дышим» взяли у другого важного члена команды «Аполлона» - связиста капсулы Чарльза Мосса Дьюка-младшего.
Capcom - этот тот, кто непосредственно общается с астронавтами во время их полета до того, как отдать их безжалостному «Хьюстону» (Космическому центру имени Линдона Джонсона). В НАСА настаивали, что лучше всего с этой задачей справится человек, который прошел такую же подготовку, что и экипаж, то есть тоже астронавт. Во время полета «Аполлона-11» посменно трудились четыре таких capcomа.
Технические нюансы съемок на Луне
Это будет самый крутой прямой эфир в истории (К. Джонс)
Снимали кадры с Луны на видеокамеру Westinghouse. Она была почти в 2 раза легче, чем заявлено в кино - не 7 кг, а всего лишь около 3. Да и в отличие от фильма, где ее представляют супер-пупер секретной разработкой минобороны, техническим специалистам НАСА она была хорошо знакома и даже в космосе побывать успела - во время миссии «Аполлон-10», только тогда она все время находилась на борту капсулы с астронавтами. Так что единственную тревогу вызывала лишь хрупкость внутренних компонентов камеры при посадке.
Теория заговоров и один псевдодокументальный фильм
И тут создатели картины вспомнили про теорию о том, что на Луну нога человека так и не ступала, которая начала распространяться в 1976 году. Одним из первых об этом заговорил экс-сотрудник компании по производству ракетных двигателей Билл Кейсинг, более того он даже написал про это целую книгу «Мы никогда не были на Луне: мошенничество Америки на тридцать миллиардов долларов», в которой утверждал, что правительство США сфальсифицировало высадку на планету, чтобы утереть нос СССР.
И вот, Келли как раз-таки добровольно-принудительно предлагают снять что-то подобное - ложный фильм о лунной экспедиции в павильоне.
В кино этот замысел предлагается назвать проект «Артемида» - мол, как в греческой мифологии, пусть это будет сестра-близнец нашей космомиссии. Не стоит путать эту фантазию с реально существующим международным проектом «Артемида», нацеленным на возвращение людей на Луну.
Берется за дело эксцентричный симпатяга-Лэнс, которого Келли уже величала Кубриком, и нам поминают имя легендарного режиссера всуе не спроста - ведь все по той же конспирологической теории снял ложную высадку на Луну именно Стэнли Кубрик.
Стоит отметить, что элемент фейка в реальной космической трансляции-таки был - телевизионные сети, чтобы не портить общую красивую картинку, действительно имитировали часть космического полета, когда связь с экипажем была недоступна.
Помимо теории лунного заговора у рокома был и кинематографический источник вдохновения на эту тему - французский псевдодокументальный фильм режиссера Уильяма Карела «Темная сторона Луны» (2002), по сюжету которого после успеха «Космической одиссеи 2001 года» (1968) НАСА одолжило все тому же Кубрику уникальный секретный объектив, чтобы он на всякий пожарный снял у себя в студии фальшивое прилунение «Аполлона-11». И вроде бы посадка прошла успешно, но Нил Армстронг свалял дурака, так что показывать его кадры по телеку не комильфо, и в ход идет тот самый заказ. Вездесущее КГБ довольно быстро догадывается о возможной мистификации, а последним убедительным доказательством служит найденное ими фото Кубрика, лежащего на фальшивом лунном грунте... Там будет еще пара крутых сюжетных поворотов, но они уже в истории Берланти отражения не получили.
Кстати, Кубрик и правда купил 3 сделанные по спецзаказу НАСА для «Аполлона» камеры, но сильно их модернизировал и снимал на них историческую драму «Барри Линдон».
Рассуждения зануды о концовке фильма со спойлерами
Внимание!! Тут немножко побурчу!
Последняя часть истории превращается в какую-то слегка бредовую сказочку с постоянными выходами на бис. И в отличие от хорошего музыканта, которого хочется просить продолжать снова и снова, это были те случаи, когда больше подойдет«ну, пожалуйста, больше не надо!». Ибо все возможности более-менее достойно закончить фильм на хорошей точке создатели прощелкали. Даже, я бы сказала, отмахнулись от них.
Итак, лжефильм снят, все готово к запуску, наша Келли уже и не Келли вовсе, а счастливая обладательница авиабилета до Панамы Хелен Паркер, которая готовится к вылету в очередную новую жизнь, и тут оля-ля! на тв-экране появляется реклама предстоящего «прямого эфира», героиня с сентиментальной слезой на глазах открывает подарок от своей помощницы и рассматривает ее зарисовки из быта инженеров НАСА и... резко становится хорошей. Да, так бывает - сила искусства, все дела.
Я узнала как быть частью чего-то настоящего (К. Джонс)
Девушка возвращается и отважно рассказывает Коулу о коварных замыслах бюрократов-пропагандистов из Овального кабинета, и герои решают теперь уже сами все подменить, чтобы американский народ и все остальные страждущие увидели-таки настоящую Луну. На глазах матерых спецагентов, день и ночь караулящих площадку, молоденькие инженерики Стью и Дон в два счета «незаметно» перепаивают какие-то там схемы и вуаля: «Аполлон», считай, «сделал» свою близняшку-сестру.
Хэппи-енд? Не тут-то было. Гилрой и Берланти решили, что и этих курьезов недостаточно, и добавили момент из разряда «успеть за секунду до старта». За пару часов до старта выясняется, что в топ-секретной камере вышел из строя усилитель видеосигнала, а заменить его на скорую руку можно деталькой из новенького цветного телевизора «Соньки». И наши инженерики в сопровождении Келли и Рут летят в ближайший магазин бытовой техники, который, естественно, оказывается закрытым.
И вот уже компашке предстоит совершить дерзкий грабеж во благо науки и гласности. Но на то Скарлетт-Келли и самая обаятельная и привлекательная, что не только проблемы с подъехавшей тут-как тут полицией легко порешает, но и обеспечит их кабриолету вип-сопровождение, позволяющее прорубить дорогу в огромных пробках.
А необходимость пробиваться через них действительно была: уже к вечеру 15 июля полмиллиона туристов, мечтающих стать очевидцами исторического события, прибыли на мыс Канаверал, а к раннему утру 16 июля их число приблизилось к миллиону, и все они, естественно, хотели оказаться поближе в Центру Кеннеди.
Один из инженериков в самый последний момент запыхавшись влетает в уже практически стартующую ракету, мастерски впихивает в принципе-то чужеродную деталь ровно туда и так, как надо, лишь скромно извиняясь, что за микродоли секунды не успел провести стресс-тест.
Ракета взлетает, все прильнули к экранам, доверчивый представитель администрации Никсона Мо Беркус с увлечением следит за процессом. Ведь именно он, ратуя о том, чтобы миру ни в коем случае не пришлось «спать под коммунистической Луной», решил, что в любом случае лучше использовать «домашнюю заготовку». И тут в дело вмешивается тот самый котейка, который не просто все громит на площадке, но и влетает прямо в центр кадра с «трансляцией».
Инцидент с пушистиком позволяет всем понять, что Стью-то был молодчинка да и Келли - «чёртова героиня Америки». Агент посрамлен, но не сломлен. И после краткого празднования отбывает по своим дальнейшим коварным полит. делам.
И вот он прямо шикарнейший момент для финала (хотя там была и еще парочка возможных):
На пороге Келли окликает Мо и задает главный вопрос, терзающий всех конспилорогов-уфологов: Где-то правда есть пришельцы?
Ближе, чем ты думаешь, - загадочно приподняв шляпу, изрекает Харрельсон-Мо.
Но нет, создатели упорны, им надо рассказать всю историю до конца и прямо даже и по стеночкам поскрести. И разгоряченные обнимашки ученых при приводнении экипажа мы увидим, и новую порцию бурных аплодисментов послушаем, и на семью Генри полюбуемся. Келли, чтобы уж совсем четко нам доказать, что стала положительной, отчеканит: Правда остается правдой даже если в нее не верят, а ложь - ложью, даже если в нее верят все. И только тогда герои сольются в торжественном финальном поцелуе. Фууф, хорошо хоть на фоне всего этого решили на пару секунд пустить нашу черную зверюшку-выручайку.
Резюме без спойлеров
Как ни люблю я атмосферу Америки 60-х, как ни интересна мне тема космоса, как ни приятна мне милейшая Наталья Романофф - эта история сильно не дотягивает до высших баллов, хотя и заставила меня покопаться в рекламных ретро-плакатах и вспомнить о бесстрашных астронавтах, улыбчивых космонавтах и тех, кто все эти корабли для них делал и готовил.
По итогу фильм вышел довольно так себе, его стоит смотреть только из-за Скарлетт Йоханссон с ее рекламными кампаниями и аферами, Раша с его обаятельным капризным киногением и милого котика.
Лав-стори получилась не особо убедительной, космическая история - смазанной изрядным количеством разнообразных вымыслов. И 2 с лишним часа на всю эту канитель - это вызов даже терпеливому зрителю, тем более, что венчающий все конец фильма вышел отягощенным грудой банальщины, максимально приторным и тягомотным.