Вообще стремиться переплюнуть старый, ставший культовым фильм, на съемках которого в расцвете лет погиб актер, сыгравший главного героя - это прямо-таки наполеоновский по размаху и дерзости план. Такой, знаете, из разряда «слабоумие и отвага». Недаром эти сумасбродные мечты витали аж с 2008 года и никак не могли реализоваться. И вот свершилось...
Рейтинг на IMDb – 5.1
Продолжительность - 1 час 51 минута
За дело взялся британец Руперт Сандерс («Белоснежка и Охотник», «Призрак в доспехах»). За роль восставшего из мертвых Эрика - Билл Скарсгард (самое милое «Оно»), а его подругу Шелли сыграла FKA twigs - Талия Дебретт Барнетт - британская певица и танцовщица. До этого девушка уже пробовала себя в качестве актрисы в драме «Милый мальчик».
Те, кто смотрел старый фильм, уже наверняка приготовились к этой вот истории: накануне Хэллоуина - 30 октября - банды отморозков всех мастей из года в год устраивают в Детройте «Ночь дьявола». Крушат и громят все подряд, а натешившись как следует, поджигают. И вот в очередную из таких ночей, когда вновь идет этот бесконечный промозглый дождь, совсем слетевшие с катушек негодяи врываются в уютное гнездышко обаятельной молодой пары на чердачном этаже подлежащего расселению многоквартирного дома… Нет-нет и нет, зажмурьтесь и помотайте головой - это все киноистория из 90-х.
А может быть, вы представляете счастливую парочку, возвращающуюся с пикника на пляже, где они только что отметили свою помолвку, но старенькое авто поломалось, и они застряли на безлюдном шоссе. А единственная из машин, которая проезжает мимо, - это тачка тех самых негодяев из банды Ти-Бёрда… И снова вы не угадали.
Стильно-мрачный готичный мир комикса Джеймса О’Барра в XXI веке подвергается гораздо более смелой обработке, чем в кино 1994-го. Ни Тин-Тина, ни Весельчака, ни Топ-Доллара вы тут не найдете. Гадких и жестоких уличных бандитов тут вовсе нет, остались в своих 90-х. Да и милой девочки Шерри (или, если вам больше нравится киноверсия, Сары) с мамой-наркоманкой тоже. Да что там - тут даже беспроигрышному Габриэлю (а уж сколько последних фильмов вывезли на своих широких пушистых спинах ми-ми котики "! =^..^= ᓚ₍ ^. ̫ .^₎) не повезло.
Остались, как говорится, только любовники - Эрик и Шелли. Но и они не обошлись без обгрейда.
Помните, эту красивую историю любви из фильма, где все было рассказано почти без слов, обрывками воспоминаний и эдакими полутенями. Где девушка главного героя чиста и прекрасна, где подающая надежды рок-звезда Эрик Дрейвен дарит своей Шелли кольцо и мечтает о светлом будущем.
Или, может, вам больше по душе чуть более приземленный Эрик-механик из комикса и его Шелли, мило наряжающая рождественскую елку, красящая стены в их новом доме и очень-очень мечтающая наконец-то выйти замуж?
Скуучно! Давайте лучше взглянем под иным углом. И, кстати, почему это ни О’Барр, ни Алекс Пройас не рассказали, где и как наши голубки познакомились? Ща исправим. А давайте это будет... в рехабе. И покажем все это не какими-то скупыми стильными мазками, а в режиме реального времени. Да и лав-стори у нас будет не вот эта вот пресная обыденная, а с перчинкой, так сказать, соответствующая образу жизни новых персонажей: задушевные разговоры под косячок, попрыгушки в неглиже на кровати под шампусик и таблеточки и тихие минуты после дозы кое-чего покрепче. Ну вот такие они, эти новые Эрик и Шелли.
Если вы вдруг отвлеклись и зевали в эти долгие 40 минут, не отчаивайтесь - в воспоминаниях Ворона вам еще раз покажут выжимки всей этой романтики.
Из плюсов: Стаксгард очень мило смотрится в розовой форменной пижамке реабилитационного центра. А небольшим инфернальным аксессуаром к этому луку служит невероятное количество разнообразных татушек.
Злодеи новому «Ворону» тоже понадобились иного пошиба. Квинтэссенцией зла тут становится некий вроде как могущественный галерист и любитель классической музыки Винсент Роуг.
Детально разбирать природу его существа я тут не буду, да ее точно, мне кажется, и сценаристы описать вам бы не смогли. Но, если в общих чертах, то его решили сделать персонажем слегка демоническим. Из-за этого количество вопросов к истории и ее развитию резко возрастает, но ответов будет не так чтоб очень много. Увы.
Да и про эту старую-добрую истину, что месть, мол, блюдо холодное, а не горячее, решили не вспоминать. Нынешний Эрик ждать год не согласен, он готов творить справедливость прямо здесь и сейчас. Даром, что несправедливости, ну прямо вот такой вопиющей, чтоб невинная душа восстала против нее, мы так-то не увидели. И ничего, что у возлюбленной нового Ворона рыльце ого-го как в пушку.
Если меня будет трудно любить, люби меня еще сильнее, - назидательно говорит новая Шелли, и Эрик старается изо всех сил. А как иначе - ведь только «если любовь останется чиста, ты не умрешь», - не менее авторитетно инструктирует молодого человека перед возвращением в мир живых некий Кронос.
Так как в кино он ни Эрику, ни нам особо не представлялся, я дала ему рабочее имя «работник ж/д станции» (он, кстати, потом весьма неожиданно всплывет в развязке). Дело в том, что местечко, куда после смерти попадает душа умершего юноши, предстает в виде эдакого полузаброшенного железнодорожного полустанка. И в целом выглядит оно вполне себе стильно.
А вот то, что идея невинной жертвы и возникающего на этом фоне возмущения несправедливостью, переходящего в ярость, почти полностью исчезает из новой истории - это уже довольно серьезный минус для фильма, заявившего себя адаптацией рисованной истории, где эта мысль была практически смыслообразующей.
Откуда взялся «Ворон» Джеймса О’Барра
Джеймс О’Барр придумал и нарисовал свой графически роман о Вороне-мстителе, чтобы хоть как-то пережить гибель своей невесты Беверли, которая стала невинной жертвой ДТП с участием пьяного водителя.
Я просто хотел перестать думать об этом и как-то упорядочить свою жизнь. Но я все еще был полон такой ярости и разочарования, что мне нужно было выплеснуть это, прежде чем оно уничтожит меня. Однажды я просто начал рисовать... Я думал, что это будет катарсис, но по мере того, как я рисовал страницу за страницей, это разрушало меня сильнее, чем что бы то ни было. На каждой странице чистый гнев... (Д. О’Барр).
После роковой аварии О’Барр поступил на военную службу и был отправлен в Берлин. Там в 1981 году он и начал рисовать своего «Ворона». А когда ему на глаза попалась газетная заметка об убийстве молодой пары из-за дешевенького обручального кольца за 20 $, произошедшем в Детройте, сюжет сформировался полностью. Осталось лишь добавить немного деталей...
Абзац сложных решений
И тут наступает самое время решить - готовы ли вы принять все новые исходные «Ворона-2024» как данность и смотреть дальше без оглядок на оригинал и его первую экранизацию или хотите продолжить сравнивать эти истории. Если вы выберете второе, то тут беда, и помощи ждать вам неоткуда, если - первое, некоторые шансы этому экшен-боевичку с просадной мелодраматической экспозицией все же можно дать.
Уж чему-чему учит меня современный кинематограф, так это зорко высматривать зерна среди плевел, даже если их и горсточка на мешок)
Итак, из плюсов:
Стаксгард вполне себе брутально выглядит в кожаном плаще на голое тело. Да, грим у этого Ворона уже не тот: нет тут этой слегка эстетской потрепанности, как у Брэндона Ли, который сам занимался своим мейк-апом и вопреки всем советам косметологов даже спал с ним, чтобы не сиять на съемках свеженанесенной краской. Но ближе к финалу какой-то свой лайт-демонический образ и у Билла вырисовывается.
А еще вас ждет знатное заводное мочилово для любителей классической музыки. Представьте: стоит прекрасный летний вечер, в одном из театров Вены (снимали это по крайней мере там) дают оперу «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера в исполнении Национального оркестра Аквитании под управлением блистательного Марка Минковски. А где-то там на ступеньках, затыкая за пазуху всех мыслимых Терминаторов мира, идет наш Ворон, протыкая и стреляя, рубя и обезглавливая одного за другим охранников главгада, совершенно беспомощных перед его новой силой (не спрашивайте «Что за сила?» - там сложно все - сомнения в возлюбленной, кое-какая сделка, темная кровь ворона, сам черт ногу сломит). А на бис не только нас, но и зрителей в зале ждет небольшой кровавый сюрприз.
Вот к этому эпизоду у меня претензий нет. Мне кажется, под него все это дело и создавалось. Правда, занимает он минут 10 от силы и выглядит совсем не в духе комикса О’Барра, но мы же договорились, что тут без выбора никак не обойтись.
Ну а в конце вас ждет довольно неожиданная развязка. И она тоже вполне художественно замыкает всю эту историю... Только без торжества справедливости. В новой интерпретации Эрику даже в заслуженном покое, собственно, отказали.
У меня останутся воспоминания и чувство любви. Этого достаточно, почти достаточно, - слегка грустно резюмирует свое ближайшее «будущее» благородный бедолага-Эрик.
Раздумья о «Воронах» и тревоги о будущем кинематографа
Да, конечно, в фильме Пройаса тоже были некоторые изменения по сравнению с графическим романом, кто ж их не делает?!. Эрик стал музыкантом Hangman's Joke. Топ-Доллар, бывший у О’Барра рядовым членом шайки, возглавил преступность Детройта и обзавелся подружкой-азиаткой Микой. Встреченная на улице Вороном Шерри превратилась в Сару, о которой главные герои решили заботиться задолго до своего трагической кончины, а Альбрехт вобрал в себя черты патрульного, обнаружившего Ворона у комиссионки Гидеона, и добросовестного капитана полиции Крюка.
Том-Тома в качестве фигуранта рокового убийства заменил Сканк. Да и сам Эрик драматично и бескомпромиссно вылетал из чердачного окошка, а не оказывался в реанимации и палате интенсивной терапии, давая возможность читателям комикса принять всю историю за бред умирающего юноши (ну вот, кстати, за эту ниточку создатели нового фильма вроде как решили слегка потянуть).
Самое главное в фильме с Брэндоном Ли передавалось - душа этой мрачноватой истории. Фильм сам вышел, как оживший комикс, с гипертрофированным, максимально отталкивающим злом, светлой невинной жертвой и жаждущим мести мятежным духом, творящим даже иногда и добро. Чего о неловком новом Эрике, к сожалению, не скажешь. Он даже своего единственного кинодруга-татушника подставит ничтоже сумняшеся. Да и резоны метелить несчастных шестерок главаря у него несколько иные...
Так-то сценарист комикс вроде читал, но прицепился почему-то к деталям, проигнорировав основную часть. Например, в самом начале фильма нам покажут небольшой эпизод с застрявшей в колючей проволоке лошадью. Чуток переосмысленный, но все же.
Даже стихи Рембо из оригинала перекочуют. Правда, в сюжете они смотрятся слегка сбоку-припеку. Но, собственно, и в комиксе они были лирической вставкой.
А вот дух оригинальной истории ускользает. Остаются лишь 2 имени, легенда о Вороне, стыдливо маячащая позади нового Эрика птичка и несколько десятков эффектных пиф-паф. Про измельчавшие саундтреки я уж и вовсе промолчу.
Хоть убей, не могу понять, что же движет всеми этими ремейк-мейкерами. Неужели создать свою собственную историю нынче гораздо зашкварнее, чем лезть в заведомо проигрышное переделывание старой хорошей, причем, в большинстве случаев не с железобетонными сценарно-режиссерскими козырями на руках?!.
Ведь вот есть хороший скандинавский парень Скарсгард, придумали вы эффектную перестрелку в опере, решили, что главным героем должна двигать жажда мести, о-кей! Да даже решили воскресить его из мертвых (кто только и как не воскресал за последние годы - избито, но в целом работает). Ну дак соберитесь и придумайте еще капельку, чтобы вышел свой собственный сценарий, все равно в адаптированном, даже не сильно придираясь, можно найти массу заковык. И глядишь бы вышел неплохой фильм на вечерок без всей этой шумихи, без провала с треском и улюлюканьем. Но современным представителям киноиндустрии кажется, что так будет слишком скучно, куда как надежнее прикрыться щитом с названием культового фильма/книги/игры и т.п..
А ведь фильмы 90-х кончаются... С тревогой жду свежий взгляд на «Форреста Гампа» и лав-стори на «Титанике». А каких еще неснятых ремейков боитесь вы?))