**Объявление о концерте Yardbirds в ньюкаслском зале Mayfair Ballroom 4 октября 1968 года прошло практически незамеченным. После череды хитов несколько лет назад карьера группы покатилась вниз, и они были близки к тому, чтобы стать забытыми. **
Жители Тайнсайда не знали, что на самом деле группа распалась несколько месяцев назад. Но вместо того, чтобы отменить скандинавские гастроли, гитарист Джимми Пейдж воспользовался возможностью возродить группу с вокалистом Робертом Плантом, барабанщиком Джоном Бонэмом и известным сессионным музыкантом Джоном Полом Джонсом на басу и клавишных.
И поэтому несколько десятков людей, пришедших в Mayfair на то, что должно было стать первым концертом Yardbirds в Великобритании, ждал сюрприз. Прослушав разогревающие группы Downtown Faction, Junco Partners и New York Public Library (последние заменили Терри Рейда), публика увидела незнакомую группу. Сами того не подозревая, они стали свидетелями первого британского концерта группы, которая станет Led Zeppelin.
Джимми Пейдж: Изначально мы думали, что, назвав себя New Yardbirds, мы сможем сохранить преемственность с ранними днями старой группы.
Брайан Гринуэй (менеджер Mayfair, 1966-71): В 1960-х годах здесь все кипело. В пятницу вечером у нас часто бывало по 2500 человек. Зал был переполнен. У нас выступали очень известные артисты, такие как The Who.
Фрейзер Саффилд (промоутер): В 60-х и начале 70-х годов я организовывал много концертов в Mayfair. Я забронировал концерт Yardbirds в начале 1968 года через агентство Sherry-Copeland. Билеты стоили 10/6 (около 52 пенсов). Я, наверное, заплатил около 75 или 100 фунтов за группу.
Боб Сарджент (клавишник Junco Partners): На таких концертах в Mayfair обычно выступала известная национальная группа, многообещающая национальная группа и две местные группы на разогреве. Juncos выступали после Downtown Faction, New York Public Library после нас, а New Yardbirds после них. Терри Рейд был указан в некоторых рекламных объявлениях, но он не играл.
Терри Рейд: Мы с Fantasia были в прощальном туре Cream по США и не смогли выступить. В то время у нас было много перестановок в расписании.
Тез Стоукс (гитарист New York Public Library): Мы получили предложение выступить за неделю до концерта. Мы узнали, что будем разогревать Yardbirds, только когда приехали туда.
Рэй Лейдлоу (барабанщик Downtown Faction): Downtown Faction были прогрессивной блюзовой группой, и альбом Five Live Yardbirds оказал на нас огромное влияние. С тех пор Yardbirds сильно изменились, но мне все равно было интересно на них посмотреть.
Фрейзер Саффилд: Я не был знаком с Yardbirds до этого, поэтому, когда они приехали, я представился. Я не подумал: "Это не та группа, которую я заказывал".
Тез Стоукс: Мы встречались с Джимми Пейджем много лет назад, когда он был в Crusaders Нила Кристиана. Он был очень уважаемым гитаристом, но очень тихим, сдержанным и застенчивым. С Джоном Полом Джонсом я познакомился, когда он был басистом в Tony Meehan Band. В ту ночь он остался у нас, потому что на следующее утро у него была встреча с [продюсером] Микки Мостом.
Чарли Фоскетт (зритель): За день до этого я отнес свой контрабас Ampeg в музыкальный магазин Barrett's в центре Ньюкасла, чтобы узнать, не захотят ли они его купить. Он был похож на палку с острием на одном конце и колками на другом. Пока я был там, входит Джон Пол Джонс. Я не знал, кто он такой, но ребята из магазина говорят: "Это он! "Это он кто?".
Они знали его по сессионной работе и о том, что он будет играть в Mayfair на следующий день. Он взял мой бас и начал играть басовую партию Whole Lotta Love, хотя тогда, конечно, никто из нас ее не знал. На контрабасе это звучало полной ерундой. Струны были на пару дюймов от грифа, что очень затрудняло игру. Я сказал ему, что звучит здорово. Вовсе нет, но я хотел его сбагрить. Он дал мне 14 фунтов и ушел из магазина с ним под мышкой.
Чарли Харкорт (гитарист Junco Partners): Перед концертом группа или их техник спросили, не можем ли мы одолжить им наш орган. Казалось, что они не очень хорошо подготовлены. Мы ответили отказом, сказав, что им следовало привезти свой собственный.
Боб Сарджент: Я не помню, чтобы Джон Пол Джонс играл на клавишных в ту ночь. Наверное, по этой причине. Должно быть, я был в баре, когда они спрашивали, потому что я бы согласился.
Фрейзер Саффилд: У некоторых групп были райдеры длиной в руку. New Yardbirds к ним не относились.
Рэй Лейдлоу: Это было во времена, когда райдеры еще не вошли в моду. Если тебе повезет, ты мог получить ящик пива. Все четыре группы находились в одной гримерке, которая представляла собой большой, заброшенный бар сбоку от сцены. Мы все толклись там, приходя и уходя.
Боб Сарджент: У меня смутное воспоминание о том, что я разговаривал с Джимми в баре перед их выходом на сцену. Он был единственным, с кем я разговаривал.
Чарли Харкорт: В Mayfair была вращающаяся сцена, поэтому одна группа настраивалась сзади, пока другая выступала. Когда эта группа заканчивала свой сет, сцена поворачивалась, и появлялась другая группа.
Рэй Лейдлоу: Вращающаяся сцена означала, что ты не мог поставить свое оборудование на сцену до тех пор, пока не соберешься выходить. Не было места. Кулуары за сценой были забиты аппаратурой.
Чарли Фоскетт: Перед выходом New Yardbirds не чувствовалось особого оживления, хотя вокруг сцены было многолюдно.
Рэй Лейдлоу: Не припомню, чтобы концерт был хорошо посещаемым. К тому времени Yardbirds были уже не в моде. Mayfair был чем-то вроде клуба, и некоторые люди ходили туда независимо от того, кто выступает.
Тез Стоукс: Я стоял прямо у сцены и смотрел. Там почти никого не было. Несколько человек сидели на балконе, глядя вниз.
Боб Сарджент: Ожидалось, что группы будут играть, когда вращающаяся сцена повернется. Обычно это был 12-тактовый фрагмент или что-то в этом роде, прежде чем они начинали свой сет.
Чарли Фоскетт: Zeppelin не играли, когда сцена повернулась, они валяли дурака. Джонс был слева, перед усилителем Fender Bassman с серебристой передней панелью. Он взял ноту, и ткань на передней панели усилителя заколебалась, что я счел крутым. Пейдж позировал со своим Les Paul. Они не использовали мониторы, все это появилось позже. ... сцена, на которой стояли усилители, ждала, когда кто-нибудь скажет: "Раз, два, три, четыре". Это произошло довольно быстро.
Боб Сарджент: Они были хороши. Очень похоже на то, чем они стали, как Led Zeppelin. Я помню, как подумал: "Кто этот парень, который поет?".
Чарли Фоскетт: Многие из зрителей спрашивали: "Где Yardbirds? Кто это такие?". Это были не Yardbirds, а другая группа.
Фрейзер Саффилд: Когда группа завелась, я подумал, что они очень впечатляют, у них большое будущее.
Чарли Фоскетт: Через пять минут все такие: "Это круто!". Все забыли о Yardbirds. Никто тогда не знал названия Led Zeppelin, поэтому все говорили: "Да, это New Yardbirds!".
Рэй Лейдлоу: Поскольку они играли вместе всего несколько недель, у них не было сыгранности. Когда видишь группу, у которой есть чувство или атмосфера, то уходишь с мыслью, что действительно что-то увидел. Я не испытал этого с ними, потому что в то время у них этого не было. Не было химии.
Чарли Фоскетт: Я считал, что группа потрясающая. Первое, что бросалось в глаза, - это энергия. Все было нагромождением риффов. Гитара Пейджа просто разрывала. Я слышал и более искусных солистов, но он был отличным шоуменом, ходячим скелетом в обтягивающих джинсах-клеш, с длинными волосами и кучей позерства.
Рэй Лейдлоу: Роберт Плант не произвел на меня особого впечатления. Он был немного жеманным. Меня больше интересовала механика группы. Бонэм был чертовски хорош. Джон Пол Джонс держался в тени, а Джимми Пейдж был фантастическим музыкантом. Но группа не была слаженной.
Боб Сарджент: Мне показалось, что материал, который они исполняли, был похож на то, что было на альбоме Джеффа Бека Truth.
Рэй Лейдлоу: Пейдж брал за основу Jeff Beck Group. Он знал, насколько они были успешны в США, и использовал это в качестве модели. Я не удивлюсь, если после каждого концерта он разбирал его с группой: немного больше этого, немного меньше того, отполировать это, убрать этот номер, добавить тот. Как тренер футбольной команды.
Боб Сарджент: На Truth была песня под названием You Shook Me, которую пел Род Стюарт. New Yardbirds исполнили ее в Mayfair. Они также исполнили Shapes Of Things, старый хит Yardbirds. И они сыграли Communication Breakdown и пару других песен, которые вошли в первый альбом Zeppelin.
Чарли Фоскетт: Мне очень нравился их общий шум и энергия, а также визуальная составляющая. Они были на высоте. Это было настолько громко, насколько позволяла аппаратура в то время, и на полную мощность, включая пару хитов Yardbirds, которые они исполнили. Истинные ценители музыки были приклеены к своим местам.
Тез Стоукс: Джимми Пейдж выдал продолжительное гитарное соло, сидя. С него лил пот. Как гитарист, я внимательно наблюдал, перенимая опыт. Я был очень впечатлен.
Рэй Лейдлоу: Я думал, что это последняя версия Yardbirds, и что-то в ней было действительно хорошим, а что-то - нет. Я не пошел рассказывать всем, что Yardbirds вернулись и они фантастичны. Это было частью той прогрессивной блюзовой волны, которая была тогда, когда, возможно, они выпустят пару альбомов и на этом все закончится. Для меня они не заслуживали большего доверия, чем любая другая из многочисленных групп, находившихся под влиянием Джона Мэйолла.
Джон Портеус (продавец пластинок из Тайнсайда): Мой друг, покойный Джон Горли, был главным коллекционером Yardbirds в Ньюкасле. Он пошел в Mayfair в ту пятницу вечером в надежде увидеть состав с Китом Релфом. Группа выходит, и он смотрит три или четыре номера. Затем он подходит к стойке администратора, говорит, что группа на сцене - не Yardbirds, требует вернуть деньги и уходит. Довольно много людей сделали то же самое.
Фрейзер Саффилд: Я не получал никаких жалоб от менеджера Mayfair по поводу того, что люди хотят вернуть деньги. Когда люди уходили, я не слышал никаких негативных комментариев по поводу того, что это не та группа, которую они ожидали увидеть.
Чарли Фоскетт: После последней песни все было как: "Спасибо и спокойной ночи!". Сцена повернулась, и они ушли. Я действительно подумал, что у них есть потенциал, и что у них все получится, если им дать шанс.
Фрейзер Саффилд: После концерта я пошел за кулисы, чтобы заплатить деньги самой группе. У них не было с собой менеджера.
Брайан Гринуэй: Как только группе платили, они уезжали. Как правило, они не оставались на ночь. Они садились в фургон и возвращались в Лондон.
Джимми Пейдж: Мы поняли, что работаем под чужим флагом. Все это быстро вышло за рамки того, на чем остановились Yardbirds. Мы все согласились, что нет смысла сохранять название "New Yardbirds", поэтому решили сменить название группы.
Рэй Лейдлоу: Только через три или четыре месяца до меня дошло, что Led Zeppelin - это те ребята, которых я видел. Если бы им пришлось выстоять или пасть, исходя из выступления в тот вечер, они бы, вероятно, не подписали контракт. Это было неплохо, но не та мощная сущность, которой Zeppelin стали очень скоро после этого.
Что было дальше?
После нескольких концертов Пейдж переименовал группу в Led Zeppelin. За британскими университетскими и клубными концертами последовал тур по США и выпуск дебютного альбома под названием Led Zeppelin. Downtown Faction превратилась в группу Lindisfarne. Mayfair был снесен в 1999 году, чтобы освободить место для автостоянки.