Приморье, как известно, родина тигров и леопардов. Но ещё в Приморском крае спокойно растут и плодоносят редкие для восточных широт фруктовые деревья. Правда, мало кто это в полном объёме видел, редко кто пробовал. Потому, восполняем пробел. В специальном репортаже — люди и сады Золотой Долины.
Партизанский муниципальный округ — не так давно район, с которым и ассоциируется эта удивительная климатическая территория — долина под названием Золотая. В давние времена русло широкой реки, естественным образом оставившее после себя плодородную, хотя местами и каменистую, почву. Но камни здесь научились убирать, а земли - превращать в пашни и сады. Молодой еще яблоневый — в окрестностях Новой Силы.
- Кто-то скажет, они же маленькие! На самом деле, здесь есть и большие яблоки, разные яблоки, и уже можно в промышленном объёме собирать, как мечтали когда-то?
Сергей Дудник, руководитель сельхозпредприятия: «Здесь пять сортов яблок. Все они из алтайского питомника, все они районированные для Приморского края. И вот четвёртый год идёт, видите, какой урожай, хотя на самом деле они должны давать урожай на пятый год. А вообще программа, моя мечта, чтобы край насытить фруктами, надо иметь промышленное садоводство, и в Партизанском районе четыре фермера уже 11 гектаров ведут, и частное садоводство. Частный домик, пять шесть посадил яблонь, ты себя на несколько месяцев яблоками обеспечил. Но главное — надо будет иметь питомник, и вы сегодня побываете в питомнике, и вам расскажут, какие новые сорта можно и нужно рассаживать, эти сорта выведены давно, 10-20 лет назад. Мы взяли из того, что уже проверенное есть. А для того, чтобы переходить на передовые технологии, нужны новые сорта, вот новые сорта вы сегодня посмотрите у Кустова».
Тут надо объяснить немного, почему автор идеи возрождения некогда ведь пышущих яблоками и грушами, абрикосами и ягодными культурами приморских садов, Сергей Дудник, то про Алтай, то про местных сортоиспытателей говорит. Потому что пока официального питомника для всех желающих разводить сады в крае нет. Есть отдельные крестьянские плодопитомнические хозяйства. И одно из таких мы действительно покажем. А пока внимательнее присмотримся к садам Новой Силы. Да, всего пять сортов из десятков, что могли бы так же хорошо плодоносить. Но всё впереди. Зато на год раньше срока поспевают яблоки, да сколько же их!
Так много, что ребятишек сельских попросили помочь. И конечно не за просто так. Яблоки в полном их распоряжении! Сколько смогут унести или съесть! Чуть-чуть еще и каждый желающий будет приезжать сюда и собирать, примерно как в советские времена было в общественных садах, делится Сергей Александрович.
Сергей Дудник, руководитель сельхозпредприятия: «Пойдёт в массовом объёме, я думаю, может год-два, вон видите, женщины вёдрами несут, можно будет вёдрами набирать: собрал пять вёдер, ведро себе четыре ведра нам. Мы так будем, потому что мы столько людей на массовый сбор, ну вы видите, не наберём, потому что созревание быстрое, надо за несколько дней убрать, иначе падают».
А ведь в этом году Новая Сила цвела гораздо мощнее того, что видим на ветках, рассказывает Владимир Ким, тот, кто лично за садом следит. Причём, нет никакой химической подкормки, только инсектицидная обработка против плодожорки. Подвели приморцев поставщики аграрного оборудования.
Владимир Ким, глава КФХ: «Немного запоздали с опрыскиванием, поэтому можно сказать много потеряли урожая, наверное, процентов 50. - А ведь он должен был на пятый год выходить на полную мощность? - Видно всё-таки сорта, на третий год они уже дали».
Здесь «Подарок садовода» — вот он, с хороший кулак. И мальчишкам заменит пакет привычного Аборигена. И алтайское юбилейное — нарядное, и в магазинах, и на ярмарках яблоки Новой Силы ждут. Но пока народные торговые сети для местных производителей закрыты. Берут китайские, краснодарские. Крупный опт - выгода. Но и здесь выход найден: вот заполняет Владимир Ким свой джип под завязку и отправляется во Владивосток, в Находку — в магазины премиальных продуктов. Да, там на порядок дороже. Но только что с ветки и только своё!
Сортоиспытания Ольги и Александра Кустовых проходят в Лозовом. А это фруктовое поместье - во Владимиро-Александровском. Сад, который можно назвать хорошим примером. Человек захотел, вложил средства, пригласил специалистов.
И пожалуйста! Шесть лет прошло от разбивки до такого прекрасного урожая десятка яблоневых, а еще нескольких сортов груши, еще и западных деревьев вишни и черешни, персика, усыпанного плодами.
Ольга Катренко, корреспондент: «Очень вкусный, ароматный. Посмотрите, какие плоды необыкновенно окрашенные! Имеют такой кисло-сладкий вкус и очень-очень яркий аромат».
Надо сказать, владелица сада только за, если профессионалы пробуют. Должны же они понимать, чего деревьям хватает, чего нет. А вместе с ними и журналисты, чтобы восхищаться по-правде! И яблоками с прозрачными боками, и теми самыми персиками.
Надо ли уточнять, что Кустовы наполняли территорию исключительно собственноручно привитым и, конечно же, испытанным материалом? Деревья, кустарники, фруктовые, ягодные, и даже цветники — их рук дело. А колыбель? Вот она — Лозовый. Домашний маточный сад. И питомник с первогодками и двухлеточками весенней прививки. Интересные крохи, если разглядывать пристальнее. Грушу, например.
Ольга Кустова, сортоиспытатель, совладелица питомника Кустовых: «Разные сорта, смотрите, они отличаются по форме листа. - Вот этот очень на цитрусовые смахивает, у него даже ложные колючки есть? - А мы сейчас посмотрим, что это за сорт. Это Талграская красавица».
Александр Кустов, агроном, совладелец питомника Кустовых: «Самая любимая. Смотрите! Это Пингали — груше-яблоко. Вот они, деточки. По двести-четыреста граммов плоды».
Есть у Кустовых еще четыре гектара будущего питомника. Как раз такого, о котором говорил Сергей Дудник. И садоводы, и селекционеры на прямой связи. Можно сказать, объединяют усилия!
Александр Кустов: «Будем испытывать сорта. И белорусские, и со всех наших стран большого бывшего СССР, так сказать, зарубежные все сорта».
Значит, и профессиональным частным садам, и промышленному садоводству в Приморье точно быть! Как в лучшие времена...
Ольга Катренко, "Вести: Приморье".