Найти тему

Что делать, если попал в шторм? Рекомендации от МЧС России

Шторм представляют серьезную угрозу для маломерного судна, поэтому необходимо отложить выход на водоем в такую погоду или своевременно укрыться в безопасном для стоянки месте.

Вот основные приметы, которые говорят о приближении шторма:

  • Солнце заходит за густые тучи, которые при этом имеют пурпурную окраску по краям: ухудшение погоды.
  • Сильное мерцание звезд свидетельствует о приближение циклонической области и сильного ветра.
  • Облака быстро растут вверх и нагромождаются в виде башен различной высоты — велика вероятность дождя и ветра.
  • Наземный туман, рассеивающийся ночью, до восхода солнца свидетельствует о приближении циклона.

Если предвидеть штормовую погоду не удалось, судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях, для этого необходимо:

  • предупредить всех людей на судне о приближении шторма, провести инструктаж по правилам поведения и пользования спасательными средствами,
  • на судах с открытой палубой всем следует надеть индивидуальные спасательные средства, на остальных маломерных судах – держать индивидуальные спасательные средства наготове;
  • задраить водонепроницаемые двери, люки и горловины;
  • привести в готовность водоотливные средства;
  • проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе, раскрепить его с возможной степенью надежности;
  • подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;
  • при наличии радиостанции, установить и поддерживать уверенную связь с берегом.

При плавании в штормовых условиях могут встретиться такие опасные явления, как:

  • Резонансная качка. Наблюдается, когда период свободной бортовой качки судна совпадает с периодом волны.
  • Явление понижения поперечной остойчивости судна. Возможно при нахождении судна на вершине гребня волны (длительное пребывание на гребне может привести к опрокидыванию судна).
  • Слеминг - тяжелые удары волн в носовую оконечность судна. Наблюдается при неблагоприятных сочетаниях курса, скорости судна и длины волны (такое явление особо опасно при равенстве длины волны и судна).

В этих условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» штормовой волны. При маневрировании необходимо перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты. Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учетом попутного волнения. Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, причем, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно, перекладывая руль на небольшой угол.

Главное управление МЧС России по Вологодской области рекомендует судоводителям воздержаться от выхода на водоем в штормовую погоду.