Найти в Дзене

Турецкий флот получил первую подводную лодку нового поколения. Что дальше ждет турецкий военный подводный флот?

Новейшая турецкая подводная лодка «Пири Рейс» Фото:Министерство обороны Турции
Новейшая турецкая подводная лодка «Пири Рейс» Фото:Министерство обороны Турции

Военка. Россйское и зарубежное военное обозрение. 29 августа 204 год. - 24 августа в военно-морском порту Аксаз на Средиземном море в присутствии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоялась церемония ввода в строй новой турецкой подводной лодки «Пири Рейс» (S 330).

Это первая из шести подводных лодок типа 214TN для ВМС Турции, строящихся на местной верфи Gölcük Naval Shipyard в Гёльджюке на Мраморном море по лицензии и на основе передачи технологий, предоставленных немецким судостроительным холдингом Thyssenkrupp Marine Systems (tKMS). .

Турецкие корабли типа 214

История турецких кораблей типа 214 берет свое начало 2 июля 2009 года, когда верфь HDW в Киле (в настоящее время входит в состав tKMS) и министерство обороны Турции заключили соглашение о лицензионном производстве кораблей этого типа, которые должны были поступить на вооружение в 2015 году. После оплаты аванса турецкой стороной 1 июля 2011 года вступил в силу заказ на сумму 2,06 млрд евро на поставку шести комплектов материалов для строительства кораблей этого типа. Это позволило ThyssenKrupp Marine Systems приступить к реализации данного контракта.

В рамках его реализации элементы конструкции и механизмы этих лодок предварительно собираются в Киле, а затем отправляются в Турцию. Ключевые элементы платформы, такие как топливные элементы и другие компоненты силовой установки, также производятся в Германии. Однако все электронные системы, включая систему боевого управления, и вооружение — турецкого производства.

Фактическое строительство прототипа судна типа 214TN началось в Гёльчуке в 2013 году, официальная закладка киля состоялась 10 октября 2015 года. Пири Рейс был спущен на воду 22 декабря 2019 года, но только 1 декабря 2022 года корабль был спущен на воду и впервые вышел в море для испытаний, которые длились более полутора лет.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

Строительство второй лодки серии «Хызыр Рейс» (S 331) началось в 2017 году, он был спущен на воду 23 мая 2023. Третья подводная лодка этого типа, Murat Reis (S 332), строящаяся с 2018 года, была спущена на воду 7 июня 2024 года. В настоящее время в Гёльджюке ведутся строительные работы на остальных единицах: Aydin Reis (S 333), Seydi Ali Reis. (S 334) и Сельман Рейс (S 335). Планируемые сроки их поставки ВМС Турции — 2025-2029 годы (по одному в год). Все корабли класса 214TN названы в честь османских адмиралов XVI века.

Турецкие подводные лодки

На этом все не заканчивается. Турция последовательно реализует программу, направленную на проектирование и строительство собственных подводных лодок, оснащенных воздухонезависимой двигательной установкой (АИП), под названием MilDen (аббревиатура от турецкого слова Milli Denizalti — национальная подводная лодка). Предполагается, что предприятия оборонного сектора спроектируют на основе независимо разработанных технологий первую полностью турецкую подводную лодку, которая будет построена на государственной верфи с использованием полученных к настоящему времени знаний.

Здесь наверняка будет использован опыт Гельджюкской военно-морской верфи, где подводные лодки для турецкого флота строятся по немецкой лицензии с конца 1970-х годов. До сих пор существовало три серии единиц типа 209 - по четыре типа Atılay (209/1200), Preveze (209T1/1400) и Gür (209T2/1400), а в настоящее время - класса Reis (214TN). И, вероятно, именно последние корабли послужат вдохновением и некоторыми техническими решениями для новых турецких подводных лодок.

Программа MilDen

Модель концептуальной подводной лодки с системой АИП типа TS1700. Фото STM
Модель концептуальной подводной лодки с системой АИП типа TS1700. Фото STM

Программа MilDen была разделена на несколько этапов и со временем расширялась. Первый этап, включающий технико-экономическое обоснование, начался в марте 2012 года и завершился в 2015 году. Второй этап, реализованный в 2015–2018 годах, касался разработки технических и эксплуатационных характеристик будущей подводной лодки. Результатом этого также стала разработка концептуального проекта обычной подводной лодки TS1700 с системой AIP проектной компанией Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret (STM) из Анкары.

Несомненно, самым большим вызовом для турецкой промышленности станет разработка воздухонезависимой двигательной установки (Atmography Independent Power – AIP), которую планировалось реализовать в 2017-23 годах. Планировалось, что для испытаний этой системы будет использована подводная лодка «Батирай» (S 349) типа 209/1200.

Следующие этапы программы MilDen включают двухлетний период предварительного проектирования (2023-2025 гг.), направленный на разработку корпуса корабля и установку в нем системы AIP. За этим последует трехлетний период детального проектирования (2025-2028 гг.), который охватит все остальные системы, необходимые для эксплуатации энергоблока. Согласно оптимистичным заявлениям, первая подводная лодка, спроектированная и построенная в Турции, будет построена в 2028-33 годах.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!