Очень много на моём канале рассуждений на тему детских домов. И не мудрено. Дети у меня в семье есть приёмные, тема актуальна.
Я очень люблю историю. В ней кладезь знаний, миллионы событий и их итогов. Если бы мы почаще оглядывались назад, на своё прошлое, многих ошибок удалось бы избежать.
Так и с детскими домами. Они возникли не вчера. Отсюда вопрос: откуда у людей "хорошее мнение" о детском доме? Продиктовано ли оно какими-либо событиями из прошлого?
Когда и зачем придумали детские дома и есть ли им альтернатива? Какой опыт у нашего народа на этот счёт?
Я нашла много интересной информации на эту тему. Всё можно проверить источниками в сети.
Для тех, кто на канале впервые: в нашей семье 8 детей. Троих родила сама, 5 забрали из казённых стен. Старший сын живёт отдельно.
Итак. В древней Руси, ещё до Крещения существовало такое понятие, как «приймачество», усыновление.
Когда бездетные старики не могли уже сами ухаживать за домом или справиться с хозяйством, они "приймали" к себе в семью сироту.
Принятый в семью ребёнок выполнял работу по дому, вёл хозяйство, почитал своих новых отца и мать.
Если семья для сироты не находилась, его воспитывали "миром", всей общиной, ребёнок ходил по разным домам и его кормили.
«Наряды миром» назначались, когда у сирот было хозяйство, например, корова. Тогда соседи договаривались и по очереди приходили помогать. Они топили печь, кормили скот и ухаживали за маленькими детьми.
Я сразу вспомнила фильм "Мужики". Помните, после того, как у детей умерла мама, они остались жить в своём доме, гоняли корову на выпас.
Жили дети под присмотром соседей, всей деревни, пока не приехали органы опеки.
Но даже и тогда было сказано: "Готовьте детей, через неделю забираем". Их не забрали в приют.
Возможно, вы слышали такое: «призреть сироту», дома призрения.
Оказывается, это значит осуществлять досмотр (однокоренное «зрение»).
Не только князья или церковь занимались присмотром за сиротами. В русском народе это была традиция, не бросать, досматривать.
Помогали люди и друг другу и поддерживали сирот.
При скудельницах тоже заботились о брошенных и оставшихся одних детях.
Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и др.
При таких могилах и строили дома для брошенных, оставшихся одних после смерти родителей детей.
Были специальные старики, так называемые, скудельники- они и сторожили и воспитывали детей.
В России всегда церковь помогала больным и сиротам, создавали при храмах богадельни и приюты, больницы.
Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.
Так, в народе и появились пословицы: «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «Живой не без места, а мертвый — не без могилы».
Скудельники учили нравственности, правилам жизни, помогали пережить горе посредством сказок и песен. Следили за их здоровьем.
При Петре I впервые сироты перешли на попечения государства, именно он построил императорские дома для младенцев, оставшихся без присмотра. ("зазорных"). Это дети, рождённые вне брака, которых раньше просто уничтожали. Пётр l же грозил за это смертной казнью.
Кроме того, именно Петр организовал учреждение (довольно престижное по меркам того времени), где обучались те самые зазорные дети наряду с детьми дворянских сословий, и упоминать о происхождении нельзя было.
Наверное, все смотрели фильм «Гардемарины, вперед!»? Вот там главные герои в нем учились.
Отсюда и пошло понятие "престижности" интернатов, откуда выходили образованные молодые люди.
Мария Федоровна, жена Павла I, проявляла большую заботу о сиротах и отдавала младенцев в государевы деревни к крестьянам доброго поведения.
Для этого малыши должны были окрепнуть в Доме и привиться от оспы.
То есть, по сути, существовали дома малютки, а более старшего ребёнка передавали уже в семью.
Девочки жили в приёмной семье до 15 лет и выходили замуж. Мальчики же могли остаться до 18 лет.
Можно считать, что тогда и положили начало воспитанию сирот в семье.
Обратила внимание Мария Федоровна и на Воспитательные дома. За три десятка лет в них попало 65 тысяч младенцев. А вот выжили из них только 7 тысяч (сама в шоке!). Императрица решила, что нужно расширять помещения, дети жили в них слишком тесно. Она пожаловала в Санкт- Петербурге для сиротского дома особняк графа Разумовского, а так же дом графа Бобринского.
Были организованы училища (военные, педагогические, ремесленные), давались пособия для тех, кто устраивался на работу, а девушкам давали неплохое приданое, что делало их завидными невестами.
Война и холерная эпидемия 1830-1831 года унесла жизни многих людей, без присмотра осталось большое количество детей.
В 1834 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них мальчики и девочки получали очень хорошее образование. После латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома.
Но тут оказалось, что бедняки сами начали подкидывать детей в такие Дома, бросать их, чтобы обеспечить им хорошее образование и светлое будущее, которое не могли им дать.
Напоминает сейчас ситуацию с социальными сиротами, живущими в центрах при живых родителях, не правда ли? И опять мы видим престижность детского дома, когда государство действительно давало этим детям гораздо больше, чем могли дать родители.
Именно по этой причине император Николай I в 1837 закрыл эти классы.
Постепенно открываются специализированные приюты для детей-инвалидов. Первые приюты открыли для глухонемых детей, потом для слепых, парализованных, умственно отсталых.
Так же для детей-инвалидов существовали мастерские и училища, в которых они могли получить посильную профессию.
Уже в XIX веке в России опередили Европу по созданию соцпомощи и государственному устройству презрения детей. У нас существовала целая сеть благотворительных обществ и учреждений.
В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в нем воспринимается обществом как морально нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.
Тогда же зародилась профессиональная помощь и появились профессиональные специалисты.
«Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 года).
Для нищих и беспризорных детей строили воспитательно-исправительные учреждения.
Как мы видим, в связи с необразованностью крестьян, их нищетой и невозможностью порой даже прокормить ребёнка, не то что дать ему образование, жизнь в детском доме того времени была действительно престижной.
Источник данных использованных в статье: https://studopedia.ru/7_60652_sirotstvo-v-rossii-istoriko-pedagogicheskiy-analiz.html.
Вторая часть не менее интересная, во многом раскрывающая "тайны" современных детских домов.