Найти в Дзене
Мама стримеров

День 5. Преподаватель, береги себя

"Прежде чем оказывать помощь другим, убедитесь, что вы находитесь в безопасности". Эпиграф от МЧС Пятый день Летней школы "Внезапное будущее: как преподавать в эпоху искусственного интеллекта и быстрого контента" был посвящён человеку, с которого, по сути, всё начинается - преподавателю. Мы уже обсудили Но до сих пор не поговорили о самом главном - о преподавателе. Как ему живётся в этом хаотичном мире с новыми требованиями, старыми проблемами и переизбытком информации? Почему всё чаще мы слышим про профессиональное выгорание и видим потухшие глаза преподавателей? Разговор непростой. И мы отправились в исторический кампус ВШМ - на Михайловскую Дачу. Петербург прощался с участниками Летней школы преподавателя типичной питерской погодой - серым небом и дождём на целый день. Возможно, оно и к лучшему. У нас не было соблазна гулять по зелёному парку. Мы скучковались в студенческом клубе и вместе с Ольгой Николаевной Алкановой, директором Центра преподавательского мастерства в бизне

"Прежде чем оказывать помощь другим, убедитесь, что вы находитесь в безопасности". Эпиграф от МЧС

Пятый день Летней школы "Внезапное будущее: как преподавать в эпоху искусственного интеллекта и быстрого контента" был посвящён человеку, с которого, по сути, всё начинается - преподавателю.

Мы уже обсудили

  • вызовы нового времени и как они влияют на студентов,
  • ИИ-инструменты и как их использовать для вовлечения,
  • методику дизайн-мышления и как она помогает проектировать курсы и занятия.

Но до сих пор не поговорили о самом главном - о преподавателе. Как ему живётся в этом хаотичном мире с новыми требованиями, старыми проблемами и переизбытком информации?

Почему всё чаще мы слышим про профессиональное выгорание и видим потухшие глаза преподавателей?

Разговор непростой. И мы отправились в исторический кампус ВШМ - на Михайловскую Дачу.

Здание студенческого клуба в кампусе "Михайловская дача", ВШМ. Фото из личного архива
Здание студенческого клуба в кампусе "Михайловская дача", ВШМ. Фото из личного архива

Петербург прощался с участниками Летней школы преподавателя типичной питерской погодой - серым небом и дождём на целый день.

Возможно, оно и к лучшему. У нас не было соблазна гулять по зелёному парку. Мы скучковались в студенческом клубе и вместе с Ольгой Николаевной Алкановой, директором Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании, обсуждали, как преподавателю определить границы.

Границы личного пространства, границы своей ответственности, границы своей зоны влияния и НЕ-влияния.

Почему это важно? Потому что ...

Выгорание начинается там, где мы не чувствуем или не держим свои границы.

Например, содержание курса - это то, за что преподаватель несёт ответственность, а посещаемость - то, на что может повлиять. Но уже не несёт ответственности за то, ходят студенты на занятия или нет.

А вот погода или жизненные обстоятельства, которые влияют на настроение студента и его желание учиться, точно находятся вне зоны влияния преподавателя. И не нужно на себя брать за них ответственность.

Ещё одна важная вещь, которая может помочь преподавателю избежать лишней нагрузки, - это проговорить чёткие правила общения со студентами.

Студенты привыкли к общению с друзьями в соцсетях и часто просто не задумываются, что у преподавателя есть такое понятие как "рабочее время".

Участники на пятый день Летней школы 2024 в здании студклуба. Фото из личного архива
Участники на пятый день Летней школы 2024 в здании студклуба. Фото из личного архива

Если вы не хотите получать сообщения по ночам или в выходные, сразу чётко проговорите те часы, когда вам можно писать и вы будете отвечать. И самое главное (и самое тяжёлое) - вам нужно самим соблюдать установленное правило.

Для меня это было нелегко. Но в прошлом году я сказала своим студентам, что не отвечаю на их сообщения после 19:00 и в субботу и воскресенье. И даже если я замечала, что мне пришёл какой-то вопрос от студента, я включала внутри Сару О'Хара и говорила себе "Я подумаю об этом в понедельник".

И вы знаете, мы прекрасно отработали учебный год. Никакой катастрофы не произошло от того, что я не вступала в переписку в некомфортное для меня время.

И последний пункт. Если вы чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой, обязательно обсуждайте свои проблемы с руководством и договаривайтесь об изменениях в вашей нагрузке.

Не доводите себя до точки, когда хочется всё бросить! Берегите себя!

Ваша,

Надежда Урусова

Читать ещё: