Только 10% лекции усваивается студентами. Вот такая пугающая эффективность.
Как зародились и какие задачи решали привычные нам формы вузовского обучения, какие цели люди стремились достичь с помощью образования и что изменилось сейчас, когда мы переживаем постиндустриальный период развития общества. Эти вопросы обсуждались в третий день Летней школы преподавателя "Внезапное будущее".
И опять день начался очень бодро. Если кто-то надеялся подремать после вечерних прогулок по Петербургу (благо погода пока к нам милостива), то ему поспать не удалось. Выступление профессора Валерии Николаевны Петровой из Томского государственного университета всколыхнуло умы и вызвало бурные дискуссии.
"Лекции - это средневековье. И если вы до сих пор активно их читаете своим студентам, то знайте, вы до сих пор живёте в Средневековье и пользуетесь средневековыми методами", - сразу же огорошила собравшихся многоуважаемая профессор.
Средневековье
В далёкий доиндустриальный период люди в массе своей не умели читать. Единственный способ получить знания - это послушать того редкого грамотного человека, который что-то узнал из труднодоступных для простолюдина книг. Отсюда и лекция как способ передачи знаний, а цель образования - сохранить эти знания.
Сейчас у нас нет проблем ни с первым, ни со вторым. Зачем же тогда нам лекции?!
"Не спешите их выкидывать из своего учебного арсенала", - успокоила собравшихся преподавателей томский профессор. - "Лекции нужны. Но сейчас у них совсем другая функция".
А точнее - две функции:
- установочная. Первое занятие на курсе обязательно должно быть в форме лекции. Преподавателю очень важно донести до всех студентов, какие предъявляются к ним требования и какие результаты ожидаются. А ещё лекция поможет замотивировать студентов, т.е. объяснить сразу всем, зачем этот курс им нужен.
- корректирующая. Лекции хороши после больших контрольных работ или практикумов. Они позволяют всем вместе разобрать то, что осталось непонятным, и проработать самые типичные ошибки.
Первая промышленная революция
Из Средневековья мы перенеслись в эпоху Первой промышленной революции, которая произошла 200 лет назад. Механизированным заводам и фабрикам потребовались мало-мальски грамотные рабочие. Да и армии потребовались грамотные солдаты, которые могли бы и приказ прочитать, и понять как из пушки стрелять.
Я и не знала, что в Царской армии всех рекрутов сначала обучали грамоте, а потом уже допускали к службе. Понятно, что бывшим крестьянам обучение чтению и письму давалось нелегко. В этот период появились учебные карцеры в классическом российском университете (пронёсся одобрительный смешок по аудитории).
"Если у вас нет карцера, вы не заставите людей выучить такое количество материала".
Интересно, кого из коллег не посетила в этот момент лёгкая грусть, что у них нет карцера, а есть студенты и огромный объём материала, который нужно освоить😅
Однако, в те века высшее образование было реальной ценностью (ещё один повод для преподавательской грусти). Сейчас мы бы назвали его "социальным лифтом". Потому что, если ты смог получить образование, потом у тебя будет другая жизнь, которая отличается от нынешней как космос. В общем, было ради чего сидеть в карцере...
Вторая промышленная революция
С невысказанными сожалениями (всё-таки надеюсь, что без них) мы перебрались в эпоху Второй промышленной революции, которая началась в середине ХIХ века.
Среднестатистический работник уже стал грамотным, а образование позволяло быстро построить карьеру.
Главным элементов образовательной системы стал принцип соревновательности: кто сможет быстрее и лучше справиться с заданиями, тот и молодец. Он занял первое место в рейтинге!
Задания часто превышали реальные возможности студентов, поэтому блестящую карьеру построили далеко не все выпускники. Но это мало волновало университеты, пока не наступила...
Третья промышленная революция
Период с середины ХХ века и до 2011 теперь ощущается как период благоденствия и стабильного мира. Тогда мы могли планировать на 50 лет вперёд!
Казалось, что всё просто: у тебя есть цель - стать высококлассным и высокооплачиваемым специалистом. Вот тебе набор компетенций, которые нужно приобрести, и будет тебе счастье - квартира, машина, дача...
И, возможно, в этой иллюзии мы жили бы долго и счастливо, но интернет подкрался незаметно. Мы даже не сразу осознали масштаб происходящих изменений, и сами не заметили, как нас захватила и всё перевернула...
Четвёртая промышленная революция
Изменилось всё. У человека остались ценности, но не стало образа будущего. Нет смысла планировать. Мир слишком быстро меняется.
"Интернет поломал нашу жизнь".
Взамен появились
- новые формы коммуникации
- новые формы деятельности
- новое понимание карьеры
и понимание, что учиться придётся всю жизнь. Теперь в университете учёба не заканчивается, а только начинается. И дальше тебя ждут разнообразные курсы, тренинги, мастер-классы, чтобы приобрести те навыки, которые потребуются в новых обстоятельствах.
Возможно, поэтому студенты больше не хотят напрягаться ради эфемерного будущего. Потребность в профессиональном развитии - минимальна. Каждый стремится найти для себя комфортную среду обитания.
"Ослик больше не идёт за морковкой. Эта модель мотивации себя исчерпала".
Студенты больше не готовы страдать на первом курсе, чтобы на пятом им было хорошо. Им нужно, чтобы было интересно, полезно и комфортно здесь и сейчас.
Теперь студентов нужно вовлекать, предлагать им активные формы обучения, стимулировать взаимодействие и наполнять занятия разными интерактивными заданиями.
В головах всё чаще возникает вопрос "А чем является для меня учёба (работа)? Как я хочу жить и чем заниматься в жизни?"
А вы уже нашли свой ответ?
Ваша,
Надежда Урусова