Очередная инициатива Минобрнауки направлена на достижение справедливости. Читаю новость про то, что планируется ограничить количество бюджетных мест в вузах для ребят, которые поступают по результатам олимпиад, а не через общий конкурс, и испытываю противоречивые чувства.
Сначала перескажу новость для тех, кто её не читал, а потом объясню, почему меня она так зацепила.
Итак, на первый взгляд, всё выглядит логично:
- ввести квоту для олимпиадников в 70%, т.е. на одну специальность не могут поступить только победители и призёры олимпиад, а обязательно должны быть места для ребят, поступающих по общему конкурсу, т.е. по результатам ЕГЭ;
- ограничиться только 11-м классом (до этого можно было подаваться в вузы по результатам за 10-й и 11-й класс).
- сократить список олимпиад, по которым можно поступать в вуз без экзаменов.
Но как бывший преподаватель топового вуза (ВШЭ-Санкт-Петербург) я считаю, что всё в этих планах неоднозначно.
Во-первых, студентам, у которых уровень подготовки примерно одинаковый, гораздо лучше, легче и результативнее учиться вместе. Уровень знаний и умений у ребят, которые прошли через предметные олимпиады в рамках Всероссийской олимпиады школьников и вузовских олимпиад, в разы выше чем у тех, кто даже получил 100 баллов на ЕГЭ. И даже им сложно учиться и вывозить тот объём требований, который к ним предъявляют в вузах "первого уровня".
100 баллов на ЕГЭ, это безусловно, очень круто и очень сложно, но на олимпиадах спрашивают такое, что превышает и школьную программу, и задания повышенного уровня сложности на ЕГЭ.
Во-вторых, школьники, которые участвовали и добивались призовых мест в предметных олимпиадах, - это самые целевые и замотивированные студенты. Они точно знают, что они любят этот предмет, и готовы потратить много сил и времени на его изучение (и уже потратили!).
В-третьих, даже просто участие в олимпиадах требует колоссальной подготовки. Для меня было открытием, что за олимпиадой в рамках Всероса и, например, в СПбГУ скрываются абсолютно разные форматы, задания и проверяемые знания.
Это только нам гуманитариям и всем далёким от академии кажется, что химия, физика и все остальные науки - это некая монолитная область знаний.
А на самом деле, в каждой науке столько подразделов, которые только приблизительно друг с другом связаны. И на олимпиаде в 10-м классе может быть фокус на неорганическую химию или электрофизику, а в 11-м - на физхимию и астрофизику. И если дети сильны именно в той области, которая тестировалась в десятом классе, так почему их лишать возможности поступить в вуз по БВИ?
В-четвёртых, на самом деле к ЕГЭ всё равно готовится нужно. Ни один вуз не зачисляет олимпиадников просто так. Тебе ещё нужно принести результаты ЕГЭ, как по профильному экзамену (и здесь требуются довольно высокие баллы), так и по двум другим экзаменам, которые нужны для этой специальности - пусть баллы были не очень важны, но экзамены должны быть сданы.
А все мы знаем, что даже если ты учишься в хорошей школе, то к ЕГЭ нужно готовиться отдельно. На это может уйти весь 11-й класс.
Ну и в-пятых, последний пункт о сокращении списка принимаемых олимпиад выглядит совсем странно. Ведь по факту этот список утверждается вузом, и, например, тот же СПбГУ зачисляет только по результатам олимпиад 1 уровня. Зачем лишать вузов возможности самим решать, каких студентов они готовы принимать?
А насколько вас затронула эта новость от Минобрнауки?
Ваша,
Надежда Урусова