Найти тему
Блог методолога

День 4. Нет преподавателя - нет проблем

Откуда возникла эта мысль во время дня, посвящённому дизайн-мышлению, я ума не приложу. Дизайн-мышление - это про людей, и как построить курс или программу так, чтобы она отвечала потребностям тех, кто придёт учиться.

И вдруг я на одной из карточек вижу "Нет преподавателя - нет проблем". Я в буквальном смысле делаю круглые глаза и прошу пояснить.

"Ну, если заменить преподавателя каким-нибудь ИИ-ассистентом, то не будет проблем".

Что называется "картина Репина - Приплыли" 😦

Авторская интерпретация картины И. Репина "Приплыли".
Авторская интерпретация картины И. Репина "Приплыли".

Вчера мы пришли к выводу, что студенты немного изменились и хотят получать обучение приятное и полезное. Если они его не получают, то они в лучшем случае не ходят на занятия, в худшем - начинают жаловаться, особенно если в их вузе практикуется студенческая оценка преподавателя.

Как преподавателю сделать так, чтобы студенты были довольны и свои нервы сохранились? На помощь приходит методика дизайн-мышления, которую ещё называют человекоцентричным проектированием.

Основной посыл для преподавателя - прежде чем разрабатывать курс или программу, узнайте у тех, для кого вы его разрабатывайте, что им нужно, какие у них проблемы и потребности.

Другими словами, поговорите со своими будущими студентами или теми, кто уже закончил вашу программу. Порою можно узнать много полезного для себя и выяснить то, что совсем не очевидно или выглядит по-другому в глазах преподавателя.

Например, я проводила курс "Основы медиаисследований" и для себя решила, что не буду присылать студентам свои презентации после пары. "Пусть внимательно слушают на занятии", - думала я.

В конце курса, я захотела поговорить со студентами и узнать их мнение, что получилось, что совпало с их ожиданиями, а что можно было бы сделать по-другому. Они все повторяли: "Нам очень не хватало Ваших презентаций".

И вы знаете, их объяснение: "Мы начинали выполнять задание после семинарского занятия, а какие-то важные моменты или новые термины ещё не улеглись. И было бы здорово, если бы в этот момент была опора в виде презентации", - заставило меня изменить своё мнение. Да, я по-прежнему не буду делиться полной версией своей презентации, но буду готовить какой-то документ с ключевыми тезисами занятия.

Этот случай убедил меня, что нужно обязательно общаться со своими студентами. Порою очень незначительными усилиями со своей стороны мы можем сильно улучшить их образовательный опыт.

Антон Бессонов, эксперт международного Центра дизайн-мышления, проводит тренинг для участников Летней школы преподавателя 2024. Фото из личного архива
Антон Бессонов, эксперт международного Центра дизайн-мышления, проводит тренинг для участников Летней школы преподавателя 2024. Фото из личного архива

В общем, примерно так проходит первый этап проектирования курса по методике дизайн-мышления. Он называется эмпатия.

Пообщавшись со студентами и узнав, какие у них проблемы, дальше нужно определить, что требует решения в первую очередь. Этап фокусировки.

А далее наступает мозговой штурм - командой придумываем как можно больше идей, чтобы решить приоритетную проблему.

Конечно же, потом мы выбираем из них самые жизнеспособные или легче всего реализуемые, создаём простой прототип и тестируем. Если сработало, можно внедрять в широкую практику.

Звучит немного скучно, но на деле дизайн-мышление - очень красочная методика. На первом же этапе, когда мы общались со студентами, каждая мысль записывалась на отдельный стикер, а потом мы работали с этими красочными карточками, группируя, приоритизируя, выкидывая ненужное сейчас.

Рабочий стол участников Летней школы 2024, ВШМ. Фото из личного архива
Рабочий стол участников Летней школы 2024, ВШМ. Фото из личного архива

Организаторы немного переживали, что такой бизнесовый подход к образованию не найдёт отклик у собравшихся на Летнюю школу.

Но нашим преподавателям методика понравилась. А некоторые даже признались, что уже используют её, особенно со студентами экономических специальностей.

А что вы думаете про применимость методики дизайн-мышления в преподавании?

Ваша,

Надежда Урусова

Читать ещё: