Откуда возникла эта мысль во время дня, посвящённому дизайн-мышлению, я ума не приложу. Дизайн-мышление - это про людей, и как построить курс или программу так, чтобы она отвечала потребностям тех, кто придёт учиться.
И вдруг я на одной из карточек вижу "Нет преподавателя - нет проблем". Я в буквальном смысле делаю круглые глаза и прошу пояснить.
"Ну, если заменить преподавателя каким-нибудь ИИ-ассистентом, то не будет проблем".
Что называется "картина Репина - Приплыли" 😦
Вчера мы пришли к выводу, что студенты немного изменились и хотят получать обучение приятное и полезное. Если они его не получают, то они в лучшем случае не ходят на занятия, в худшем - начинают жаловаться, особенно если в их вузе практикуется студенческая оценка преподавателя.
Как преподавателю сделать так, чтобы студенты были довольны и свои нервы сохранились? На помощь приходит методика дизайн-мышления, которую ещё называют человекоцентричным проектированием.
Основной посыл для преподавателя - прежде чем разрабатывать курс или программу, узнайте у тех, для кого вы его разрабатывайте, что им нужно, какие у них проблемы и потребности.
Другими словами, поговорите со своими будущими студентами или теми, кто уже закончил вашу программу. Порою можно узнать много полезного для себя и выяснить то, что совсем не очевидно или выглядит по-другому в глазах преподавателя.
Например, я проводила курс "Основы медиаисследований" и для себя решила, что не буду присылать студентам свои презентации после пары. "Пусть внимательно слушают на занятии", - думала я.
В конце курса, я захотела поговорить со студентами и узнать их мнение, что получилось, что совпало с их ожиданиями, а что можно было бы сделать по-другому. Они все повторяли: "Нам очень не хватало Ваших презентаций".
И вы знаете, их объяснение: "Мы начинали выполнять задание после семинарского занятия, а какие-то важные моменты или новые термины ещё не улеглись. И было бы здорово, если бы в этот момент была опора в виде презентации", - заставило меня изменить своё мнение. Да, я по-прежнему не буду делиться полной версией своей презентации, но буду готовить какой-то документ с ключевыми тезисами занятия.
Этот случай убедил меня, что нужно обязательно общаться со своими студентами. Порою очень незначительными усилиями со своей стороны мы можем сильно улучшить их образовательный опыт.
В общем, примерно так проходит первый этап проектирования курса по методике дизайн-мышления. Он называется эмпатия.
Пообщавшись со студентами и узнав, какие у них проблемы, дальше нужно определить, что требует решения в первую очередь. Этап фокусировки.
А далее наступает мозговой штурм - командой придумываем как можно больше идей, чтобы решить приоритетную проблему.
Конечно же, потом мы выбираем из них самые жизнеспособные или легче всего реализуемые, создаём простой прототип и тестируем. Если сработало, можно внедрять в широкую практику.
Звучит немного скучно, но на деле дизайн-мышление - очень красочная методика. На первом же этапе, когда мы общались со студентами, каждая мысль записывалась на отдельный стикер, а потом мы работали с этими красочными карточками, группируя, приоритизируя, выкидывая ненужное сейчас.
Организаторы немного переживали, что такой бизнесовый подход к образованию не найдёт отклик у собравшихся на Летнюю школу.
Но нашим преподавателям методика понравилась. А некоторые даже признались, что уже используют её, особенно со студентами экономических специальностей.
А что вы думаете про применимость методики дизайн-мышления в преподавании?
Ваша,
Надежда Урусова