В 1959 году во время раскопок некрополя Горгиппии был обнаружен редкий краснолаковый лагинос — кувшин для вина с рельефными украшениями. Исследователи датировали его I веком до нашей эры — I веком нашей эры.
К моменту, когда кувшин обнаружили, он уже был раздавлен землёй, которая осыпалась в погребение ещё в древности. Лагинос прошёл сложный процесс реставрации. Высота кувшина составляет 22,5 сантиметра, а диаметр — 14,5 сантиметра.
Кувшин был изготовлен на гончарном круге. Его покрыли красным лаком и украсили в технике «барботин». Эта техника предполагает создание объёмных фигур на поверхности керамического изделия.
На тулове сосуда изображены два оленя, склонившихся к растению. Переход от тулова к горлышку украшен жемчужником — орнаментом, напоминающим ряд нанизанных бусин, и узором в виде бегущей волны. В месте, где ручка крепится к корпусу, находится рельефный лист плюща.
Не случайно на вазе изображены олени. В период с VI века до н. э. по III век н. э. греческие мастера часто украшали керамические изделия, которые экспортировались в Северное Причерноморье, фигурками животных, в том числе оленей. Эти сосуды были особенно любимы местными племенами, которые во многом переняли традиции и обычаи скифов, включая звериный стиль. В их культуре олень считался священным животным, которое помогало перейти в загробный мир.
В древнегреческой культуре олень также был священным животным, связанным с богиней охоты Артемидой. Согласно мифу, охотник Актеон случайно увидел Артемиду, когда она купалась в ручье вместе со своими нимфами. Нимфы испугались, что Актеон увидел их, и поспешили к богине, чтобы скрыть её от посторонних глаз.
Разгневанная Артемида прокляла Актеона, и на его голове выросли рога. Он превратился в оленя. Вскоре после этого Актеон погиб от своих же охотничьих собак.
Артемида была одним из почитаемых богов в Горгиппии. Доказательством этого служит обломок плиты IV века до нашей эры, найденный в Анапе в 1908 году. На нём содержится текст-посвящение Артемиде Эфесской.
В древнегреческом мифе о Кипарисе олень описан как священное животное, его связывали со скорбью и поминанием усопших.
Жил на Картийских брегах, посвященный тамошним нимфам,
Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы (130).
Изящные формы горгиппийского лагиноса, тонкая работа и чёткие линии рисунка говорят о его пергамском происхождении.
Пергам – античный город на западе Малой Азии, основанный выходцами из материковой Греции в XII в. до н.э. Со второй четверти III в. до н.э. Пергам являлся одним из важнейших торговых партнеров государств Северного Причерноморья.
Плиний Старший в Естественной истории свидетельствует о славе пергамской столовой посуды:
«Большая часть людей употребляет глиняную посуду. Еще и теперь славится самосская столовая посуда. Свою высокую репутацию сохраняют также Арреций в Италии и Суррент, — однако только по части кубков, — Гаста, Полленция, в Испании Сагунт, в Азии Пергам.»
В середине II в. до н.э., после того как Пергам стал частью Римской империи, производство столовой посуды и ее импорт на Боспор приобрели массовый характер. Это подтверждается множественными археологическими находками пергамских керамических изделий в нашем регионе.
Наиболее близким к кувшину из Горгиппии является краснолаковый лагинос с изображениями цапель и змеи из коллекции Государственного Эрмитажа. Этот сосуд был обнаружен в 1908 году в ходе раскопок некрополя Пантикапея.
Краснолаковый лагинос представлен в экспозиции «Античный город Горгиппия».