Я только на днях добралась до знаменитой серии про графа Аверина Виктора Дашкевича. Очень много слышала про неё, но руки не доходили. Но как только я начала читать первую книгу, то остановиться уже не получилось. В итоге на прочтение всех трёх, довольно объёмных, книг (в цикл входят «Колдун российской империи», «Императорский див» и «Демон из Пустоши») ушло дня четыре. Что ж, оно того стоило.
Об авторе: Виктор Дашкевич – псевдоним российского писателя (также ранние его книги выходили под псевдонимами Виктор Фламмер и Нат Фламмер). Настоящую личность не раскрывает.
Родной город писателя – Владивосток. После школы он окончил факультет психологии в ДВГУ, но всегда интересовался историей: увлекался историей Русско-Японской войны, позже стал изучать японскую культуру, историю и язык. В середине нулевых увлёкся историей Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке, тогда и пришла идея цикла книг колдуна-детектива. Сейчас автор живёт в Петербурге, но часто бывает во Владивостоке.
Действие происходит в альтернативной России в начале 80-х годов 20 века: здесь есть автомобили, самолеты, телевизоры и телефоны (только стационарные). Во главе государства стоит император Александр V (при этом есть упоминание, что царскую семью всё же убили), а людям, среди которых есть колдуны и чародеи, прислуживают дивы – демонические и смертельно опасные создания из потустороннего мира под названием Пустошь.
Граф Аверин – частный сыщик, которого нанимают для расследования исчезновения подростка из дворянского семейства. Однако в ходе расследования оказывается, что пропавший был весьма малоприятным человеком, а в деле замешан див. Одновременно с этим поступают сообщения о том, что на Петроградке бегает гигантский леопард и пропадают люди. Так начинается история про графа Аверина и его друзей, в которой будет ещё много расследований загадочных исчезновений и убийств.
Жанр можно определить как детективное историческое фэнтези. Мне понравился созданный мир – относительно продуманный (хотя слабые места всё равно есть, но они не портят ни сюжет, ни впечатление), хорошо детализированный и очень притягательный. Есть и некоторый психологизм – в первую очередь, во взаимоотношениях людей и дивов. С одной стороны, дивы подчинены колдунам (вернее сказать, порабощены). Они носят ошейники, не осмеливаются смотреть в глаза хозяину, меняют личины (могут придавать себе облик тех людей и животных, которых ранее сожрали) и теряют контроль при запахе крови своего владельца. С другой стороны – между некоторыми дивами и людьми (например, Гермесом Авериным и его дивом Кузьмой) возникают необычные отношения – дружеские, а иногда даже практически родственные. Но эти изменения, связанные с «очеловечением» дивов имеют и обратную сторону – всегда есть опасность, что какой-нибудь сильный див, слишком долго проживший в мире людей, решит изменить в нём расстановку сил и объединит своих сородичей, мечтающих вырваться из ледяной и смертельно опасной Пустоши (что в итоге и происходит).
К счастью, в книгах почти нет любовной линии (если не считать отношений Аверина и дивы Анастасии), зато есть юмор (преимущественно связанный с Кузей) и постепенное раскрытие характеров главных героев. И особое спасибо автору за хороший язык – в современной литературе, где все диалоги строятся по типу «она сказал, она сказала», это уже редкость. Так что всем любителям этого жанра рекомендую цикл про графа Аверина. Вполне достойное чтение.
Почему-то при чтении этих книг всё время вспоминала серию про Локвуда и компанию: захватывает так же, хотя, конечно, аудитория книг Дашкевича существенно старше.