Кем бы ни были героини картин художников-прерафаэлитов - средневековыми принцессами, библейскими персонажами, героинями мифов, многих из них объединяла одна деталь. И эта деталь должна была производить впечатление на современников.
А именно - распущенные волосы.
Веками длинные и густые волосы считались женской красой и гордостью. Но вот распущенными их можно было увидеть только в определённых ситуациях. И не всегда, и не всем. И чем дальше мы продвигаемся по временной шкале, тем реже. В XIX веке, когда и творили прерафаэлиты, с распущенными волосами и незамужнюю девицу, и замужнюю даму можно было увидеть исключительно в спальне или туалетной комнате, где они приводили себя в порядок. Шагнуть же за их порог можно было исключительно с укладкой. Любой степени сложности, от элементарного узла на затылке до сложных локонов, но с укладкой. Да и в более отдалённые времена волосы распускали редко.
И вот тут ты приходишь на выставку или в галерею и видишь...
Если назвать одну общую черту всех муз прерафаэлитов, то это именно красивые волосы. Каштановые, рыжие, светлые - все женщины, которых они запечатлевали на своих полотнах, были обладательницами роскошных шевелюр, чью красоту подчёркивали, а то и преувеличивали. И какой это составляло контраст с тем, что мужчины той эпохи видели вокруг себя! Аккуратно уложенные узлы и косы (и свои, и с добавлением шиньонов), всей свободы - разве что относительно объёмные волны вокруг лица, или локон-другой, спускающийся на спину или плечи. Всё.
А на картинах прерафаэлитов волосы льются, струятся, ниспадают, окутывают... Эти женщины то просто красуются, то расчёсывают длинные пряди, то просто живут таинственной жизнью, в которой объёмная грива так же естественна, как для современниц прерафаэлитов - строгая или кокетливая укладка, которую они сделали по образцу картинки из модного журнала.
Распущенные волосы делали женский образ более соблазнительным - если учесть, в какой обстановке их ещё можно было увидеть такими. Они делали его более свободным в самых разных смыслах - в том числе и от узких рамок этикета. Это был своеобразный чувственный сигнал... Который понимали и воспринимали. Который казался и очень привлекательным и слишком смелым. Дерзким, а то и "распущенным". Завораживающим и нескромным.
Подумайте об этом, когда будете в следующий раз рассматривать какую-нибудь картину одного из членов великого братства...
P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!