Найти тему
История моды с Марьяной С.

Распущенные волосы на полотнах прерафаэлитов

Кем бы ни были героини картин художников-прерафаэлитов - средневековыми принцессами, библейскими персонажами, героинями мифов, многих из них объединяла одна деталь. И эта деталь должна была производить впечатление на современников.

А именно - распущенные волосы.

"Монна Ванна", Данте Габриэль Россетти, 1866. (с) Из коллекции Налереи Тейт
"Монна Ванна", Данте Габриэль Россетти, 1866. (с) Из коллекции Налереи Тейт

Веками длинные и густые волосы считались женской красой и гордостью. Но вот распущенными их можно было увидеть только в определённых ситуациях. И не всегда, и не всем. И чем дальше мы продвигаемся по временной шкале, тем реже. В XIX веке, когда и творили прерафаэлиты, с распущенными волосами и незамужнюю девицу, и замужнюю даму можно было увидеть исключительно в спальне или туалетной комнате, где они приводили себя в порядок. Шагнуть же за их порог можно было исключительно с укладкой. Любой степени сложности, от элементарного узла на затылке до сложных локонов, но с укладкой. Да и в более отдалённые времена волосы распускали редко.

И вот тут ты приходишь на выставку или в галерею и видишь...

"Женщина, расчёсывающая волосы", Данте Габриэль Россетти, 1864. (с) Из частной коллекции
"Женщина, расчёсывающая волосы", Данте Габриэль Россетти, 1864. (с) Из частной коллекции

Если назвать одну общую черту всех муз прерафаэлитов, то это именно красивые волосы. Каштановые, рыжие, светлые - все женщины, которых они запечатлевали на своих полотнах, были обладательницами роскошных шевелюр, чью красоту подчёркивали, а то и преувеличивали. И какой это составляло контраст с тем, что мужчины той эпохи видели вокруг себя! Аккуратно уложенные узлы и косы (и свои, и с добавлением шиньонов), всей свободы - разве что относительно объёмные волны вокруг лица, или локон-другой, спускающийся на спину или плечи. Всё.

А на картинах прерафаэлитов волосы льются, струятся, ниспадают, окутывают... Эти женщины то просто красуются, то расчёсывают длинные пряди, то просто живут таинственной жизнью, в которой объёмная грива так же естественна, как для современниц прерафаэлитов - строгая или кокетливая укладка, которую они сделали по образцу картинки из модного журнала.

"Пиа деи Толомеи", Данте Габриэль Россетти, 1868-80. (с) Из коллекции Художественного музея Спенсер
"Пиа деи Толомеи", Данте Габриэль Россетти, 1868-80. (с) Из коллекции Художественного музея Спенсер

Распущенные волосы делали женский образ более соблазнительным - если учесть, в какой обстановке их ещё можно было увидеть такими. Они делали его более свободным в самых разных смыслах - в том числе и от узких рамок этикета. Это был своеобразный чувственный сигнал... Который понимали и воспринимали. Который казался и очень привлекательным и слишком смелым. Дерзким, а то и "распущенным". Завораживающим и нескромным.

"Елена Троянская", Данте Габриэль Россетти, 1863. (с) Из коллекции Гамбургского Кунстхалле
"Елена Троянская", Данте Габриэль Россетти, 1863. (с) Из коллекции Гамбургского Кунстхалле

Подумайте об этом, когда будете в следующий раз рассматривать какую-нибудь картину одного из членов великого братства...

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!