Согласно старой морской поговорке, ниже сороковой параллели нет законов, а ниже пятидесятой — нет и Бога. Мыс Горн, расположенный на 56-й широте южного полушария, а также пролив Дрейка, находящийся еще южнее, известны своей репутацией, которую трудно превзойти в худшую сторону. Мыс Горн, находящийся на одноименном острове, является самой южной точкой архипелага Огненная Земля. До Антарктиды отсюда более 800 километров. Его нередко ошибочно считают самой южной точкой континентальной части Америки, хотя на самом деле эта точка — мыс Фроуэрд, тогда как мыс Горн располагается на острове. Такие места на Земле как раз и называют «краем света». Здесь встречаются Атлантический и Тихий океаны, что создает уникальные, но весьма опасные для мореплавания климатические условия. Погода на острове чаще всего ветреная и пасмурная, солнечные дни — редкость, а количество дождливых дней в году превышает 280. Температура воздуха колеблется от -2 до +14 градусов, а средняя скорость ветра достигает 43 метров в секунду. Для сравнения, даже среднее значение ветра на острове соответствует первой категории урагана по шкале Сафира-Симпсона. По этой причине многие считают климат в районе мыса Горн самым суровым на планете. Однако даже в таких жестких условиях в прошлом здесь постоянно жили люди. С давних времен район между мысом Горн и проливом Бигля был местом обитания индейского племени яганов. Последняя представительница чистокровных яганов, Кристина Кальдерон, скончалась в феврале 2022 года, унеся с собой и уникальный язык. Индейцы передвигались на каноэ, охотились на морских животных и занимались рыболовством. Со временем их народ стал исчезать, и основную роль в этом процессе сыграли колонизаторы. Сегодня осталось лишь около тысячи метисов, полностью утративших культуру и язык яганов.
Сегодня на острове Горн расположена база ВМФ Чили. Здесь есть маяк, часовня, жилые и вспомогательные помещения. Обычно за базой присматривает офицер, который находится здесь вместе со своей семьей. Такая командировка длится около года, и большую часть этого времени семья проводит в условиях изоляции. Для моряков это возможность провести время с родными, а путешествие на край света всей семьей становится незабываемым событием на всю жизнь. Живут они в домике, оснащенном всем необходимым для комфортного существования, включая интернет. Офицер обслуживает маяк и метеостанцию, ставит штампы в заграничные паспорта, общается с проходящими судами и отвечает за небольшой музей, где путешественники оставляют свои флаги. Вторая по значимости достопримечательность острова — памятник в форме альбатроса, установленный в 1992 году в честь всех моряков, погибших в этом районе.
Первыми мореплавателями, покорившими мыс Горн, были два голландца — Якоб Лемер и Виллем Схаутен, которые достигли его в 1616 году. Мыс был назван в честь голландского города Хорн, жители которого финансировали это плавание. Мыс омывается водами пролива Дрейка, который является межконтинентальным проливом шириной более тысячи километров — самым широким и одним из самых глубоких проливов на Земле, достигающим глубины до 5,5 тысяч метров. Пролив получил свое название в начале двадцатого века, когда во время имперской трансантарктической экспедиции англо-ирландский исследователь Эрнест Генри Шеклтон назвал его в честь знаменитого мореплавателя Фрэнсиса Дрейка. Ранее считалось, что Дрейк прошел через этот пролив в 1578 году, однако современные источники опровергают эту информацию. Как и в случае с мысом Горн, первопроходцами пролива, вероятно, были члены экспедиции Схаутена.
Пролив Дрейка имеет дурную славу по нескольким причинам. Во-первых, здесь часто происходят шторма, которые считаются одними из самых сильных на планете. Высота волн может достигать 15 метров. Во-вторых, здесь действует Антарктическое циркумполярное течение, самое мощное океаническое течение на Земле, которое пересекает все меридианы. Это течение не встречает на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, что позволяет ему достигать максимальной скорости в проливе Дрейка — 14,5 км/ч. Кораблям, идущим из Атлантики в Тихий океан, приходится особенно тяжело из-за встречного ветра и течения. В-третьих, с апреля по ноябрь южная часть пролива покрыта льдом, а летом здесь часто встречаются айсберги и плавучие льды.
Но зачем же мореплаватели рисковали, обходя мыс Горн, если к тому времени Магеллан уже открыл более безопасный пролив? Дело в том, что европейцы были очень заинтересованы в Малуккских островах, которые называли «кладовой специй», и которые тогда были крайне ценным товаром. Да, добраться до них можно было и через Магелланов пролив, и через мыс Доброй Надежды, но первый маршрут считался монополией Испании, а второй — Португалии. Позднее, с 1602 года, эти пути монополизировала Голландская Ост-Индская компания, самая могущественная частная компания того времени. К 1669 году у нее было 40 военных кораблей, 150 торговых судов, 50 тысяч служащих и армия в 10 тысяч солдат. Компания принимала участие в политических конфликтах наравне с государствами, а в 1641 году самостоятельно выбила своих конкурентов — португальцев — из современной Индонезии, без помощи голландского государства. Таким образом, для независимых торговцев, не имеющих серьезной военной поддержки, и желающих попасть из Атлантического океана в Тихий, оставался один путь. Именно поэтому отчаянные мореплаватели шли через пролив Дрейка и обходили мыс Горн, несмотря на высокий риск погибнуть.
Плавания на парусных судах вокруг мыса Горн достигли своего пика в период с 1850 по 1914 годы, когда торговля по морю переживала расцвет. Австралийские товары направлялись в Англию, клиперы с чаем плыли в Европу из Индии, а золотоискатели с восточного побережья США стремились в Калифорнию. Именно в это время произошло наибольшее количество катастроф. В общей сложности, в районе мыса Горн погибли не менее восьми сотен кораблей, и более десяти тысяч моряков расстались с жизнью. Положение моряков значительно улучшилось лишь в 1914 году, когда завершилось строительство одного из крупнейших и сложнейших инженерных проектов — Панамского канала, соединившего Панамский залив Тихого океана с Карибским морем в Атлантическом океане. Благодаря Панамскому каналу больше не было необходимости обходить Южную Америку, и путь сокращался на тысячи километров, что оказало огромное влияние на развитие судоходства и мировой экономики.
Сегодня обогнуть мыс Горн и пройти через пролив Дрейка — это уже туристический аттракцион для тех, кто ищет острых ощущений, и серьезное испытание для любителей морских приключений. Современные экспедиционные суда оснащены стабилизаторами, которые значительно уменьшают качку при прохождении пролива, но, несмотря на современные технологии, этот маршрут остается опасным. Например, в 2010 году круизный лайнер «Клея-2» попал в сильный шторм в середине пролива Дрейка, и у него отказал двигатель. К счастью, корабль удалось спасти, и он благополучно добрался до аргентинского порта Ушуайя без потерь среди экипажа и пассажиров. Однако такие и подобные инциденты доказывают, что природа по-прежнему способна преподнести человеку серьезные испытания, даже в наш век высоких технологий.
Если не считать туристические круизные лайнеры, то регаты и кругосветные путешествия — это единственные виды плаваний, которые поддерживают подобие регулярного движения вокруг мыса Горн в наши дни. Для яхтсмена преодоление пролива Дрейка сравнимо с восхождением на Эверест для альпиниста. Недаром раньше считалось, что моряк, хотя бы раз обогнувший мыс Горн, имел право вдеть в левое ухо серьгу в виде кольца, что служило знаком особого мужества.
Несмотря на свою суровость, пролив Дрейка стал домом для множества животных. Путешественники, решившие пересечь его, могут встретить крестообразных дельфинов и горбатых китов, гигантских буревестников и странствующих альбатросов, а на острове Горн обитают пингвины, тюлени и морские львы. В 2005 году национальный парк Кабо де Орнос, включающий в себя остров Горн, был объявлен ЮНЕСКО природным наследием человечества. Что думаете?