о выставке
На этой выставке параллельно разворачиваются две истории. Первая- о том, как пространство творчества выплескивается за пределы небольшого квадрата холста и разрастается до масштабов здания Дома культуры.
Вторая, еще более важная, - история взаимоотношений произведения и зрителя за последние полтора века, в ходе которых шедевры перестали играть главную роль и из центра внимания сместились на периферию, превратились в необязательный фон для самоутверждения, рамку для селфи.
У английского слова “square” , в отличие от русского «квадрата», есть два значения-геометрическое и урбанистическое. Правильный четырехугольник - а самой прославленной его версией в искусстве является «Черный квадрат» Малевича - благодаря изобретению QR-кода стал вмещать в себя огромное количество информации ( «бесконечность и вечность», как говорил Малевич о своем полотне, которое на самом деле отнюдь не черное и даже не совсем квадратное). Что до площади городской, то она , наоборот, с течением времени становится все более пустой, в том числе и потому, что наши современники предпочитают общаться онлайн- у себя в смартфонах.
Прогулка по двенадцати разделам выставки дает возможность увидеть, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались - прямо и косвенно - под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции . Эти разделы лишь малая часть дорог, на чьих перекрестках встречаются художники разных времен и стран.
Можно идти своим маршрутом и выстаивать свой диалог с картинами.
Малевич предсказал подобные изменения в искусстве, музее и зрителях еще в начале XX века, а итальянский архитектор Ренцо Пьяно ровно через 100 лет задумал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.
Для кого и для какого места создается искусство?
Каждый из экспонатов выставки «Квадрат и пространство» предлагает свои ответы , и любой посетитель - будь то увлеченный зритель, фланер или человек с селфи-камерой - найдет себе здесь занятие.
Взаимодействие объекта со зрителем?
С начала XX века до наших дней художников занимает идея присутствия и неприсутствия. Наиболее ярко это проявилось в так называемой «эстетике взаимодействия»: здесь произведением искусства становится сам процесс взаимодействия со зрителем.
Я попыталась объять необъятное.
Главное: выставка очень интересная и увлекательная.