Найти тему
Sigmar Days

30-й маршрут. Переход через горы к морю

Оглавление

Первый день. Боль

Чтобы выйти на 30-й маршрут стандартным путем, пришлось бы следовать через КПП Лаго-Наки, а это большой крюк плюс подъем в гору. Поэтому пропуск в Кавказский заповедник я купил онлайн, потом решил пойти из Мезмая напрямую через сосны, где кош на реке Молочка, а дальше, не заходя на КПП, по альпийским лугам выйти на 30-й маршрут возле стоянки Инструкторская щель. На следующий день дойти до озера Псенодах, и через Фишт-Оштенский перевал выйти к приюту Фишт. Взойти на горы Фишт, Оштен , после чего, пешком до приюта Бабук-аул, потом на попутке в Солох-аул и на автобусе в Дагомыс.

Первый ходовой день
Первый ходовой день

У меня в планах было за один день дойти до приюта Инструкторская щель (30км), или минимум до коша на реке Молочка (22км). Однако, реальность оказалась иной. Я встал, не то чтобы рано, в 6 часов, не спеша позавтракал, собрал рюкзак и в 7:50 начал спускаться в Мезмай. Получалось неплохо, 6.5 километра в час, и здоровенный рюкзак не сильно мешал. Однако это был плавный спуск по асфальтированной дороге, потом начался подъем в гору по грунтовке.

Вот тут я ощутил, что значит 30 килограмм на плечах при подъеме в гору. Скорость упала до двух километров в час, 25 минут пешком, 5 минут отдых, а потом еще и еще. За полчаса получается подняться на 100м, за час на 200м, через четыре часа обед и отдых.

Обед на марше от Мезмая в кош на реке Молочка
Обед на марше от Мезмая в кош на реке Молочка

И бросить эту затею, повернуть назад нельзя, надо идти, без вариантов. Шел на коротком дыхании, шаг вдох, шаг выдох, через 9 часов стало проще, но не легче. Главное, вокруг нет ничего, ни водопадов, ни красивых видов, просто лес и плохая дорога, лужи, глина и нескончаемый подъем. Вот чем отличается дикий путь от подготовленного туристического маршрута. И никого вокруг, вообще никого, видел следы медведя, лошадей и еще собак каких-то. Так неожиданно наступили сумерки, до коша я не дошел 2 километра, пришлось заночевать в лесу.

Ночевка в лесу
Ночевка в лесу

Однако, духом не упал, да, замотался, да, плечи ноют, ноги в порядке, проверил стопы, почистил, протер, новых мозолей нет. Сделал на плечи йодовую сетку, поужинал и лег спать.

День второй. Принятие

С утра проснулся поздно, развел костер, это разрешено, здесь еще не заповедник, и в 10:00 двинулся в путь.

Заночевал здесь
Заночевал здесь
Ботинки после первого дня пути
Ботинки после первого дня пути

В этот день от коша до щели надо было пройти всего 11 километров, поэтому я не спешил. На коше пообщался за жизнь с пастухом Виталием, встретил несколько туристических групп, которые незамедлительно накрыли поляну. Очевидно, это популярное место. Некоторые приехали из Майкопа, чисто выгулять детей. В окрестностях реки Молочки есть пещеры, каньон, водопад, и все на небольшом пятачке, так, что можно обойти за несколько часов.

Поляна была съедена где-то в 13:00, и я продолжил свой путь. Мне предстояло спуститься, перейти на правый берег реки Курджипс, пройти вдоль русла и снова вернуться на левый берег, потом по альпийским лугам обогнуть гору Абадзеш. Пересечь Курджипс, туда-обратно это очень оптимистично, процедура заняла более двух часов, в этом месте резкие перепады высот и не тропа, а направление поросшее лопухами, люди есть, но по моему маршруту никто не идет. Периодически сверяюсь с картой, каждый обозначенный на ней ручей означал спуск вниз метров на сорок, а потом такой же подъем.

Плато Лаго-наки, просто красивое название, по факту это пастбище, и ходят тут лошади и пастух на коне. Лошадь животное сильное, ему нормально, но человеку под рюкзаком совсем не так. К пяти часам дня я стал понимать, что опять не успеваю дойти засветло до стоянки. Зато этот день научил меня очень внимательно относиться к профилю рельефа на маршруте. Оценивать перепад между максимальной и минимальной высотой, и понимать, там, где такая вот картина, там жопа, скорость упадет еще в два раза, до одного километра в час.

Сложный рельеф
Сложный рельеф
Сложный участок маршрута после реки Молочки
Сложный участок маршрута после реки Молочки

Солнце клонилось к закату, осветив прощальным лучом склоны горы Абадзеш. И тут я дошел до притока реки Курджипс, в котором собирался набрать воды. Он полностью пересох, и передо мной встала дилемма: идти дальше в темноте до родника Красивый и ночевать в Инструкторской щели, это еще километра два, или ставить палатку и искать воду налегке. Решил, что, хватит, на сегодня я уже натаскался рюкзака, поставил в палатку, и тут в клапане обнаружил забытое яблоко. Проблема с водой удачно решилась, яблока хватило, чтобы утолить жажду, и надо сказать, ничего вкуснее я в жизни не пробовал.

Закат на Абадзешском перевале
Закат на Абадзешском перевале

Сижу перед палаткой, любуюсь на хребет Каменное море, с хрустом откусываю сочное прохладное яблоко, и тут в надвигающихся сумерках появилась сова. Она спустилась, полетела так близко, что, казалось, можно достать рукой. Звука крыльев не слышно вообще, был виден ключковатый клюв и плоское рыло - неясыть обыкновенная.

Этой ночью я заметно продрог, ведь поднялся на высоту более 2000 м, и это была самая высокогорная ночевка за весь поход. Проснувшись в два часа ночи, я оделся, выглянул из палатки и потом долго сидел как завороженный. Идеальное угольно-черное небо предстало во все своей красе. Вдоль горизонта нет малиновых пятен засветки населенных пунктов, я в заповеднике. И над горными хребтами возвышаются звезды. Слой атмосферы заметно тоньше, и возле горизонта звезды кажутся такими же яркими как в зените.

Вот Телец и Плеяды появились над Каменным морем, предвещая приход зимы. Юпитер слепит, рядом с ним оранжевый Марс. Еще выше Туманность Андромеды, ближайшая к нам спиральная галактика ясно видна невооруженным глазом. Мелкие звезды в созвездии Овна создают фигуру, действительно, похожую на какую-то зверюгу, на юге Сатурн в Водолее, видна "рюмка" и волнистые цепочки звезд, словно вытекающие струи из этой "рюмки". Созвездия Летнего треугольника уже перевалили через зенит и клонятся к закату. Млечный путь, проходящий наискосок через созвездие Лебедя, зияет темными провалами уже ближе к горизонту. И все это озаряется искорками падающих звезд метеорного потока Персеиды.

Невольно в голову пришли мысли:

  1. Вселенная и эта земля, исполнена реками и лежащая до самого моря, приветствуют тебя!
  2. Кто взойдет на гору Фишт? Тот, кто верит в себя, силен духом и крепок телом.
  3. Кто награды достоин, кто возьмет ее и понесет на руках своих?
  4. Тот невредимый пройдет сквозь огонь и воду, и двери любые пред ним отворятся.
Метафорическая картина состояния в горах
Метафорическая картина состояния в горах

На этом я решил ложиться и спасть дальше, теперь для меня восхождение стало сакральным действом. Пожалуй, хватит на сегодня астрономии.

День третий. Восторг

Уже наученный опытом, насколько коварными могут быть километры к горах, я впервые поступил как надо. Проснулся в 6 утра, собрался, и в 7 часов выдвинулся к роднику Красивый, там решил позавтракать. Мне предстояло пройти около 16 км, я был уверен, что до наступления темноты доберусь до приюта Фишт.

Восход над хребтом Каменное море
Восход над хребтом Каменное море
Рюкзак готов.
Рюкзак готов.

То, что мой путь соединился с основной ниткой 30-ого маршрута стало понятно почти сразу - это хорошо набитая, промаркированная тропа и отсутствие серьезного уклона. Вот так вот иду, с удовольствием рассекаю прохладный утренний воздух, и передо мной, как на ладони, покрытая облачной шапкой гора Оштен.

На роднике Красивый нагнал туристов. В такую рань а на маршруте уже движение.

Родник Красивый и гора Абадзеш
Родник Красивый и гора Абадзеш

Вскоре дошел до Инструкторской щели, там было очень оживленно. Палаток огромное количество и народу тоже. Многие с детьми, что лишний раз говорит о том, что маршрут простой, однако не стоит забывать что с горами шутки плохи и на простом маршруте.

Выглянуло солнце, и моментально начало припекать, я сразу же одел баф и намазался солнцезащитным кремом.

-18

А вокруг творилась просто неописуемая красота! Уж ладно, я на Мезмае успел насмотреться, а на обычного городского жителя в первый день похода виды произведут просто неизгладимое впечатление. Если идти через озеро Псенодах, то придется преодолеть только Фишт-Оштеновский перевал, в то время как по другой дороге будут два перевала, Гузерипльский и Армянский. То, что преодоление перевала с 30-килограммовым рюкзаком, это боль и страдание, я уже усвоил. Дорога очень легкая, промаркирована, идешь и наслаждаешься. Что особо понравилось, ровно в тех местах, где возникает желание организовать привал, есть оборудованная стоянка, например на урочище Лаго-Наки.

Отдохнув и подкрепившись, я двинулся в сторону приюта Фишт. К живописным пейзажам добавились склоны горы Пшехо-Су. В этот раз я точно рассчитал маршрут и был твердо уверен, что успею засветло. Из сложностей на тропе добавилась сыпуха - это мелкие круглые камушки, которые скользят, если на них наступить. С сыпухой на спуске приходилось аккуратно ставить ногу, это заметно снижало темп.

Подъем на перевал был довольно крутой, отдыхал очень часто, но надежду вселяло то, что это скоро кончится и перевал на пути один.

На перевал я взошел примерно через 2 часа, в 16:30. А дальше было еще проще, впереди стал виден приют Фишт - конечная цель моего путешествия на сегодня. Настроение приподнятое, только сыпуха мешает идти и не дает расслабиться. Вспомнилась песня Высоцкого, хотя, он мне никогда не нравился:

Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной
Идут лавины одна за одной
И здесь за камнепадом идет камнепад

И можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем сложный путь
Опасный как военная тропа.

И как заведенный, этот мотив засел в голове. Под такую музыку я спустился с перевала.

На приюте Фишт я был в 19:00, как раз хватало времени чтобы зарегистрироваться, поставить палатку, поужинать. Что интересно, никто не проверял пропуск в заповедник до прибытия в приют. Получается, у меня пропало два проплаченных дня, и доплатить уже нет никакой возможности, в там нет интернета.

День четвертый. Блаженство

Река Белая
Река Белая

Проснувшись рано утром обнаружил, что по причине плохо затянутого ботинка на правой ноге, во время спуска до синевы сбил ноготь на большом пальце - вот она, сыпуха!

Наступать было слегка больно, а неаккуратное движение, задевающее большой палец, вызывало острую боль. Я начал рассуждать: вот я собрался на Фишт восходить, а потом ведь спускаться с больной ногой, там еще наклон большой, можно ли быть уверенным, что я дополнительно не травмируюсь? К тому же, запасных дней не осталось, завтра мне идти в приют Бабук-аул, это 19 километров, притом на спуск. Так можно окончательно раздолбать уже ушибленный палец. Может лучше нанять лошадь?

В ходе таких несложных рассуждений, желание восходить на Фишт, которое, буквально, имело статус сакрального действа, быстро улетучилось, уступая место благоразумию. Получилось, для того чтобы решиться и действовать, нужна вера, а для того, чтобы остановиться, надо начать думать и рассуждать. И если так, то некому будет нести мою награду за подвиг восхождения, она останется на вершине горы.

"Ничего," - решил я, - "никуда не денется, духовные ценности не имеют срока годности. Пускай полежит, подождет до следующего раза." Рассуждал я, разглядывая склоны Фишта в монокуляр, и как будто в подтверждение, увидел поклонный крест на вершине горы. Все эти подвиги связаны с жертвами, а мне желательно сохранить и приумножить, а не пожертвовать. В результате таких размышлений образовался один день на отдых и ничего не делание.

Вершина горы Фишт в монокуляр. Zoom 10X
Вершина горы Фишт в монокуляр. Zoom 10X

Это было непросто, ничего не делать. Я искупался, перестирал, вымыл и высушил всю возможную одежду и снаряжение. Узнал на счет лошадей - одна лошадь стоит 10 тр. до Бабук-Аула. У меня были сомнения, что травмированный палец позволит дойти спокойно, сходил на час в небольшой проверочный выход, решил что справлюсь и завтра пойду пешком.

Обследовал приют, там, буквально, везде какой-то дух альпинизма и Высоцкого, это заметно и по плакатам, и по музыке играющей возле здания администрации. Еще на тропе обнаружил памятные таблички погибшим альпинистам. Гора нет-нет, да забирает жизни. Не каждый год по несколько, как Эльбрус, но тоже регулярно.

Пообщался с гостями приюта о разном, и после обеда с огромным удовольствием отправился спать. Разбудило меня прибытие новой группы туристов, которые шумно обустраивали лагерь рядом с моей палаткой. Судя по разговору, это девушки не старше 16 лет. Как они заигрывали со своим инструктором, это надо было слышать, притом инструктор, взрослый мужчина, активно им отвечал.

Хорошо что родители девочек не слышали. Если бы у меня была дочь, и я стал свидетелем такого, пинками бы загнал домой, и никаких походов, уроки делай, шалашовка! Инструктору, ясное дело, в морду, чисто для профилактики. А то, получится как в анекдоте: "Девочки, вы в поход пойдете? Мы не девочки, мы уже ходили!". Нелегка она, опасна и очень ответственна работа инструктора по туризму.

В лагере жесткие правила, в 21:00 прекращаются все движухи вроде песен у костра и активных игр на свежем воздухе. Я лег еще раньше, поэтому проснулся ночью. Купол звездного неба частично закрыт горами. Тишина, звук в горах разносится далеко, только слышно, как туристы мерно похрапывают в палатках и переваривают тушняк с макаронами.

Прожит еще один офигительный день. Вроде, ничего не происходило, но на душе покой и радость, к тому же, ушибленный палец стал беспокоить заметно меньше.

День пятый. Счастье

Ранний подъем, завтрак и сборы, я научился это делать максимально быстро. Старт в 7:00 по направлению в приют Бабук-Аул.

Утренние горы
Утренние горы

Подъем в гору преодолевался легко, и в 8:30 я был не перевале Белореченский. Дальше тропа шла то вверх, то вниз, но без крутых участков. Однако, виды просто фантастические.

В 9:30 был возле указателя "Кафе у Ашота". Кафе внизу и вовсе не в 25 метрах, как на плакате, к тому же, кафе, это громко сказано, просто дом, где могут угостить свежей лепешкой, однако еда показалось безумно вкусной. Там же туристы могут остановиться и передохнуть.

Так сижу, наслаждаюсь природой, не спеша ем самый вкусный в мире хычин с чаем, и слышу разговор:

- Я был в Японии, это не просто другая страна, это совершенно иной менталитет. Там нет этой самой агрессии, они очень спокойны и терпеливы, если бы здесь за лепешками выстроилась огромная очередь длиной в час, они бы спокойно стояли и ждали. Они умеют прощать, они собрались и смогли простить американцам бомбардировки.

Я слышу, и во мне начинает закипать возмущение: - "Хиросиму они простили.. Пускай тогда и нам острова простят!" - думал я. Про японцев я знаю достаточно, и про самурайский дух, и про шиноби. Сам когда-то хотел обучаться у Масааки Хацуми.

Выглянул, чтобы узнать, кто же там такой разговаривает. Это был спортивного вида мужчина моих лет, ухоженный, с хорошей осанкой. Видно, кланяться ему приходилось нечасто. А слушала его девушка с синими волосами и в модной широкополой шляпе. Так, от его рассказа, она чуть ли не подпрыгивала и хлопала в ладоши. Увидел я это и решил присмотреться к мужику, а также при случае перетереть за Японию и ниндзюцу.

Дальше тропа идет практически без крутых участков, через лес до самого "Веселого спуска", к которому я подошел в 12:30. Про это место сказано много, в основном про то, что "берегите свои колени". Однако, после диких троп, мне показалось ничего особенного. Просто очередной спуск длиной в 4.5 километра.

После этой скалы начинается Веселый спуск
После этой скалы начинается Веселый спуск

Стоит добавить, что тропа промаркирована, облагорожена, и стоянки организованы в нужных местах, то есть, достаточно просто дойти до очередного места стоянки, а не организовывать свою. Посередине Веселого спуска есть поляна с родником - отличное место для отдыха.

Веселый спуск занял около трех часов и в 17:00 я пришел в Бабук-Аул. Усталой походкой зашел на территорию приюта, там очень хорошо, душевно и спокойно. Есть душевые, питьевая вода. Много места, палатки расположились под раскидистыми деревьями, дети играли в волейбол, играла музыка. Из динамиков раздавался Сергей Шнуров "Я свободен". Так выглядит счастье.

Довольно быстро я обнаружил мужика из Японии, он общался с пожилыми туристами. "Вот, он им сейчас про Хиросиму и японское великодушие расскажет," - подумал я и аккуратно следил за ситуацией, разбирая вещи и устанавливая палатку. Однако, с дедами он говорил совсем иначе, доносились короткие фразы: "мошка все съела", "на червя хорошо идет", "просто поливать надо".

Тогда я пошел вперед, поздоровался и произнес:

- Слышал как вы рассказывали про Японию, могу я поинтересоваться... " Дальше разговор пошел про деньги, логистику, природу. Было полное впечатление, что беседую с бизнесменом, однако, мне очень понравилось, что поездку в Японию мужчина организовал для сына, любителя аниме. Никаких острых тем, собеседник умел расположить к себе и поддержать разговор, что на самом деле было тревожно, так как не понятно с кем имею дело. Тогда я спросил прямо:

- У вас отлично развиты софт-скиллы, и судя по тому как вы двигаетесь, вам не приходится много сидеть за компьютером. Чем вы занимаетесь?

Мой собеседник был директором танцевальной студии, отсюда осанка и умение общаться. Однако, он мало походил на педагога-организатора, слишком ухоженный и уверенный в себе. Тогда я сделал удивленное лицо, и стал расспрашивать про бизнес:

-Танцевальная студия, это что-то детское. Разве на этом можно заработать?
- Не совсем так. Это взрослая группа, работают совершеннолетние девочки. Уважаемы люди собираются на праздник, чтобы отдохнуть душой и телом. Девочки, да еще и эстрадным номером, отлично справляются с задачей.

Я рассмеялся и с удовольствием пожал мужчине руку:

- Спасибо вам, за ваш нелегкий труд!, - и пошел отдыхать. Все встало на свои места. С кем только в горах не повстречаешься! На Эльбрусе в 2023 году был целый научный симпозиум, на Мезмае - биотех и генная инженерия, на 30-м маршруте познакомился с сутенером.

День шестой. Возвращение

-33

Чтобы добраться до цивилизации с утра мы наняли "буханку". Нас согласились довезти за 8 т.р. до Солох-Аула, в машину набилось 10 человек. Бабук-Аул, это еще заповедник, который заканчивается на КПП "Река Белая". Оказалось, мое пребывание в заповеднике просрочено на один день. "Нарушитель!" - работник КПП строго посмотрел на меня и вернул документы. Мы продолжили путь. До автобусной остановки в Солох-Ауле машина ехала полтора часа. Думал, буханке придет хана, и она уронит трансмиссию в канаву. К счастью, не случилось с ней ни хрена! В 11:20 был автобус, который через час довез до Дагомыса. Там с железнодорожного вокзала я увидел море.

<< назад

далее >>

Горы
2305 интересуются