Зачем нужен журнал мод?
Посмотреть, что нынче носят.
Переснять выкройку
Показать закройщице в ателье, что рукава - как здесь, юбка вот с такими карманами и воротничок стоечкой!
Да и просто интересно.
А вообще мне кажется, что в условиях дефицита одежда вызывала куда больше эмоций - в том числе радости по поводу удачно сшитого платья. Шестидесятые - время, когда мода год от года меняется достаточно значительно - линия силуэта становится то свободнее, лишь намекая на фигуру, то подчеркивает её, коленки то прячутся, то являют себя солнцу и взгляду... Соответствовать моде хочется - но... А не будет ли это... нескромно?
Но ведь так хочется быть красивой!
При всех сложностях сочетать моду с плановой экономикой было непросто - слишком быстро модное становилось устаревшим, не обращая внимание на пятилетние планы и многоуровневые согласования.
Выручали многочисленные ателье в крупных городах, швеи "по знакомству" и, конечно же, умелые руки женщин (не без помощи верной швейной машинки)... Узнать же о новых модных силуэтах вдали от крупных городов было можно из очень ограниченного числа источников: страничка в конце журналов "Работница" и "Крестьянка", свежие кинофильмы о современной жизни, да залетный журнал мод, который не так-то просто было выписать!
В этом номере редакция разместила некоторые письма, поступавшие со всех концов страны:
Мы живем и работаем в Донбассе, на шахтах, отдаленных от больших городов, но хотим модно и красиво одеваться по моделям вашего журнала
Многоуважаемые москвичи! Мы, работницы пошивочной мастерской села Андрюшинского, благодарим вас за большой подарок - ваш журнал. Мы выполнили по вашим моделям три заказа, которые очень понравились нашим заказчикам
Когда я не получала журнала, я не имела представления о том или другом фасоне. Журнал, как говорится, открыл мне глаза. Сейчас я легко могу сделать любую вещь.
М. Воронова, г. Сталино
Много хороших слов написали читатели. Но... далеко не все!
У нас в Казахстане не наденешь платья, выполненного по модели, помещенной в вашем журнале: у каждого прохожего сорвется с уст слово "стиляга"
И. Серебрянникова, г. Павлодар
Модели выглядят слишком нескромно, большинство из них напоминает "стиляг", которых так критикуют советская литература и искусство.
Воспитатель детского дома Раевская, г. Батайск
Мы ведем борьбу со стилем, а вы нет!
Работники и читатели районной библиотеки города Пучежа Ивановской области
Брюки-дудочки везде критикуют, а в вашем журнале только их и печатают.
Т. Долина из Полтавской области
В большинстве модели в "Журнале мод" иностранные, а барыни у нас давно повывелись...
Мастер ателье женского платья Бондаренко, г. Акмолинск
Что ж - журнал печально резюмирует: многие читатели путают "стиль", вещь вполне достойную, со "стиляжничеством" - преклонением перед всем заграничным, которое порой переходит границы разума. Стиляга - не просто модник, это человек, который судит о других с точки зрения наличия или отсутствия ультрамодных вещей..
А что такое стиль с точки зрения не обывателя, но модельера? И журнал даёт емкое и умное определение:
Стиль - это отношение искусства к своему времени, единый художественный характер, свойственный искусству данной эпохи.
Как же быть работникам ателье, к которым приходят и те, кто хочет добротное, проверенное временем, пусть совсем не модное, и те, кто мечтает о самом-самом последнем фасоне?
Всё просто - и сложно. Работник ателье должен быть проводником вкуса, посредником между модой и конкретным заказчиком, а значит, и сам должен быть человеком высокой культуры...
По материалам статьи искусствоведа Л. Кейдан "О чём говорят письма", "Журнал мод" Московского дома моделей, 1961г., №3
Всем теплой и элегантной осени!
Искренне ваша, Умная Эльза!
А здесь - модели того же года из Таллина: