С древнейших времен люди пытались с помощью религий ответить на вопрос, почему многие люди становятся или рождаются инвалидами? Религия всегда стремилась осмыслить человеческие страдания, поэтому многие религии не обошли проблему инвалидности. В буддизме и индуизме есть концепция кармы, то есть силы, которая создается действиями и помыслами человека, и от которой зависит последующая жизнь. Поэтому интересно рассмотреть, как в буддизме и индуизме понимаются феномен инвалидности.
Буддизм об инвалидности
В буддизме инвалидность не является наказанием или благословением. Инвалидность - это страдание, следствие физических и когнитивных нарушений, действующих в рамках кармического цикла. Согласно буддийской традиции, изложенной в "Дигха-никая", Будда говорил следующее:"
"Эти существа, из-за неправильного поведения тела, речи или мыслей, или пренебрежения к Благородным [истинам?], имеют неправильные взгляды и будут страдать от кармической участи неправильных взглядов. При разрушении тела после смерти они перерождаются в низшем мире, в плохом месте назначения, в состоянии страдания, в аду. Но эти существа, благодаря хорошему поведению тела, речи или мыслей, восхвалению Благородных, имеют правильные взгляды и получат кармическую награду за правильные взгляды. После распада тела после смерти они перерождаются в хорошем месте назначения, в небесном мире."
В буддийских текстах инвалидность рассматривается как результат кармических действий. Вредные действия, такие как ложь, воровство, убийство, злые помыслы, алчность, зависть, - создают кармическое семя, которое созревает в какой-то момент в будущем. Негативные последствия кармических действий включают не только перерождение в плохом состоянии (ранняя смерть или бедность), но и могут проявиться в разных типах инвалидности. К примеру, причинение вреда другим может привести к болезням в будущих перерождениях. Недостаток внимания к буддийскому учению приводит к низкому интеллекту. Неуважительное отношение к сутрам или к тем, кто их почитает - приводит к перерождению без зрения. В ряде буддийских текстов инвалидность рассматривается как препятствие на пути пробуждения.
Несмотря на удручающий статус инвалидов в буддизме, буддисты понимают, что страдание является всеобщим, поэтому каждый нуждается в облегчении, которое может быть дано через сострадание и любовь. Отсюда буддизм поощряет сострадательное отношение к обездоленным и инвалидам. Примером служит буддийский царь Ашока, который строил институты для людей с ограниченными возможностями.
Индуизм об инвалидности
Как и буддизм, индуизм руководствуется концепцией кармы. Человек проходит через цикл перерождений, и каждая следующая жизнь определяется поступками предыдущей. Если человек преуспеет в своей нынешней жизни, то в следующей жизни у него будет хорошая жизнь, в противном случае произойдет что-то противоположное. Поэтому в индуизме инвалидность рассматривается как результат греховной жизни.
В индуизме одной из целей является мокша - освобождение из круговорота сансары, что означает полное избавление от страданий (в буддизме есть аналог - нирвана). Чем больше человек привязан к мирским удобствам, тем больше он будет испытывать страдания, из-за чего будет неспособен достичь мокши. Чем раньше человек осознает свой недуг, тем скорее он освободится. Следовательно, инвалидность как одно из проявлений страданий может помочь человеку на пути достижения мокши. В этом можно обнаружить позитивное отношение к инвалидам.
Тем не менее, в индуистской литературе (Рамаяна, Махабхарата) инвалидность дискриминируется. Инвалиды плохо влияют на ключевых персонажей эпосов. Инвалиды не могут быть хорошими правителями, о чем свидетельствует сюжет о царе Дхритараштре. Но опять же, Бхагават-Гита говорит, что необходимо заботиться о нуждающихся и инвалидах.
Таким образом, в индуизме, как и в буддизме, инвалидность рассматривается как амбивалентное явление. С одной стороны инвалидность указывает на ущербность человека в областях, которые не связаны с инвалидностью, а также является следствием наказания за грехи в предыдущих жизнях, с другой - индуизм может использовать инвалидность для освобождения, а также призывает проявлять заботу к инвалидам.
Как обстоят дела с инвалидностью в иудаизме, христианстве, исламе и сикхизме - статья на Бусти:
Поддержите статью лайком 👍, и не забудьте подписаться!
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти.
Задать вопрос автору и следить за анонсами публикаций - Телеграм.