Для развития ребёнку необходимо получать как можно больше информации об окружающем мире. А эту информацию мы получаем от сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной и проприоцептивной.
Как это работает?
Органы чувств ежесекундно отправляют в мозг огромное количество импульсов. Головной мозг принимает и обрабатывает их. Например, вы идете по шумному ТЦ и разговариваете с собеседником. В это время мозг дифференцирует главную информацию (это ваш разговор с собеседником) и второстепенную (это шум вокруг). Помимо этого зрительные системы отправляют в мозг все, что происходит вокруг. Например, впереди лестница, и тут уже включается вестибулярная и проприцептивная система, чтобы автоматически подняться по ней, не отвлекаясь от разговора, и не упав. А параллельно вы можете проходить мимо фудкорта, где очень аппетитно пахнет блинчиками, и ваш мозг как бы говорит вам невзначай «Как вкусно пахнет блинами!». Можно до бесконечности описывать процесс сенсорной интеграции. Это ежесекундный, сложный и важный процесс!
Сенсорная интеграция – это правильная организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Проще говоря мозг получает сенсорную информацию от органов чувств, обрабатывает ее и в результате выдает адекватны ответ на сенсорный раздражитель.
Если у взрослого большинство процессов происходят автоматически, то у детей она только развивается. Ребенок должен расти в условиях богатой сенсорной среды: трогать предметы различной структуры, играть на детской площадке, бегать по лужам, обниматься с родными, пробовать на вкус разную еду и т.д.
Сенсорная интеграция - это фундамент для высших психических функций. Если мозг не правильно интерпретирует сенсорную информацию, то это приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
Чаше всего у детей с различными нарушениями развития наблюдается сенсорная дезинтеграция: тащит все в рот, не любит шумные места, моторная неловкость, неуклюжесть, не слышит с первого раза, не обращает внимание на углы вокруг и т.д. Это не только дети с аутизмом (читать статью о детском аутизме), но и дети с СДВГ или просто гиперактивные (по ссылке статья о том, как понять ребенка с СДВГ).
Именно потому что сенсорная интеграция очень важна для детского развития, а дезинтеграция, наоборот, мешает развиваться, мы включаем в курс коррекции занятия по сенсорной интеграции. Занятия по сенсорной интеграции направлены на восполнение дефицита сенсорного опыта. В наших центрах есть занятия по сенсорной интеграции. С виду они похожи на игру, но это структурированная и полезная игра. Педагог специальными методами знакомит ребенка с разными стимулами и формирует правильный ответ на них.
Как развивать сенсорную интеграцию дома:
- Вестибулярный аппарат и проприоцепция. Качели, вращающееся кресло, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.
- Слух. Знакомьте ребенка с различными звуками: на улице, с помощью приложений (сейчас их огромное множество). Это разнообразные звуки: шум дождя, машины, как говорят разные животные и т.д. Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то можно использовать несколько раз в день беруши или наушники.
- Тактильные ощущения. Игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей и т.д.
- Зрение. Рассматривайте книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку.
- Вкус. Давайте ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое).
- Обоняние. Учите ребенка распознавать различные запахи. Например, сделайте мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др.), Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Или просто давайте ему нюхать все на свете: от апельсина до кофе.
Родители, позволяйте ребенку как можно больше прыгать, бегать, трогать, нюхать и прочее. Любой ребенок развивается через моторику и сенсорику. На канале вы можете прочитать статью о сенсорном голоде и сенсорной диете,