Найти в Дзене
Extreme Sound

Сердцебиение Carcass: Почему Heartwork – величайший британский дэт-метал альбом

Альбом Heartwork стал поворотным моментом для Carcass: они променяли кровавый грайндкор на мастерски исполненный дэт-метал, создав классику 90-х. Кто-то однажды в шутку назвал Carcass самой важной британской группой со времен Sex Pistols. Может, это и преувеличение, но ливерпульская команда, без сомнения, стала одним из главных источников вдохновения на дэт-метал сцене за последние десятилетия. Кто бы мог подумать об этом в 1988 году, когда тогда еще трио выпустило дебютный альбом Reek Of Putrefaction? С названиями песен вроде Regurgitation Of Giblets, Vomited Anal Tract и Microwaved Uterogestation, не говоря уже об обложке, пропитанной кровью и кишками, альбом вряд ли мог конкурировать с Bon Jovi в чартах. И все же, уже тогда – спустя три года после того, как гитарист Napalm Death Билл Стир объединился с барабанщиком Кеном Оуэном – в их подходе было что-то оригинальное, уникальное. С приходом басиста Джеффа Уокера (экс-Electro Hippies) в 1987 году трио начало трансформировать грайнд

Альбом Heartwork стал поворотным моментом для Carcass: они променяли кровавый грайндкор на мастерски исполненный дэт-метал, создав классику 90-х.

Кто-то однажды в шутку назвал Carcass самой важной британской группой со времен Sex Pistols. Может, это и преувеличение, но ливерпульская команда, без сомнения, стала одним из главных источников вдохновения на дэт-метал сцене за последние десятилетия. Кто бы мог подумать об этом в 1988 году, когда тогда еще трио выпустило дебютный альбом Reek Of Putrefaction? С названиями песен вроде Regurgitation Of Giblets, Vomited Anal Tract и Microwaved Uterogestation, не говоря уже об обложке, пропитанной кровью и кишками, альбом вряд ли мог конкурировать с Bon Jovi в чартах.

Carcass
Carcass

И все же, уже тогда – спустя три года после того, как гитарист Napalm Death Билл Стир объединился с барабанщиком Кеном Оуэном – в их подходе было что-то оригинальное, уникальное. С приходом басиста Джеффа Уокера (экс-Electro Hippies) в 1987 году трио начало трансформировать грайндкор, заложенный Napalm Death, добавляя элементы дэт-метала и удивительное чувство мелодии.

К 1989 году они не только получили поддержку Джона Пила – в том же году записали свой первый эфир на Radio One – но и сделали шаг вперед со вторым альбомом Symphonies Of Sickness. Благодаря продюсеру Колину Ричардсону, альбом получился более цельным и проработанным.

Два года спустя, уже с шведским гитаристом Майком Эмоттом в составе, Necroticism – Descanting The Insalubrious (снова спродюсированный Колином Ричардсоном) увёл Carcass ещё дальше от ультра-экстремальных корней, став более удобоваримым для тех, чьи металлические вкусы были чуть более изысканными. В некотором смысле, это был предвестник настоящего прыжка веры. Так появился Heartwork.

«Несомненно, этот альбом оказал огромное влияние на все грайнд и дэт-метал группы – достаточно послушать то, что выпускается сейчас, чтобы понять это», – говорит Джефф. – «Но для Билла и Майка, наверное, странно слышать, как гитаристы вроде Гэри Холта из Exodus восхищаются этой записью – ведь он был для них источником вдохновения».

Работа над Heartwork началась ещё во время гастролей в поддержку Necroticism… Они не теряли времени, с энтузиазмом взявшись за новый проект, веря, что выводят свою музыку на новый уровень, а не меняют акценты.

«Думаю, мы стремились к более коротким песням. Ко времени выхода Symphonies Of Sickness мы стали почти прогрессивными – настолько длинными были треки. Когда Майк присоединился к нам для Necroticism…, мы начали писать менее «блуждающие» песни, и они, безусловно, пришлись по душе фанатам. Не то чтобы мы разучились быть сложными или техничными – Arbeit Macht Fleisch с Heartwork тому доказательство».

К весне 1993 года, когда группа гастролировала по Европе с Death и Cannibal Corpse, демо-версия альбома была готова. Ко всеобщему удивлению, на концертах звучали все новые песни, несмотря на возражения Джеффа.

«Остальные хотели так, но я не видел в этом смысла», – объясняет он. – «Фанаты никогда раньше не слышали эти треки, так зачем ими заполнять сет? Но меня «переголосовали», и песни были приняты на ура. К тому же, это был единственный раз, когда Майк играл их вживую».

«Упомянутая демо-запись была сделана в феврале 1993 года в студии Parr Studios в Ливерпуле – точнее, в студии номер три, самой маленькой комнате. У меня тогда были небольшие проблемы с голосом. Видите ли, я ходил на концерт Brutal Truth и Cathedral, а потом курил гашиш – вот и возникла проблема. Спасибо Кевину Шарпу [фронтмену Brutal Truth]!

«Демо-версии песен были гораздо более сырыми, чем альбомные – и, должен сказать, мне они нравятся больше. Продакшн был более простым и, казалось, подходил тому, что мы делали».

А вот здесь миф сталкивается с суровой реальностью и оказывается поверженным. Легенда гласит, что Билл не пел на альбоме – как это было на трёх предыдущих – потому что продюсер Колин Ричардсон считал, что стиль Джеффа больше соответствует новому направлению группы. Но фронтмен настаивает, что это не так.

«Билл сам принял это решение. Он просто хотел сконцентрироваться на игре на гитаре. Мы все пытались уговорить его петь на пластинке – и под «мы» я имею в виду и Колина. Но он отказался уступать. Всё дошло до того, что однажды, когда мы в очередной раз насели на него, Билл вышел из студии и вернулся через час. Думаю, он дал понять, что не намерен это обсуждать, и тема больше не поднималась.

«Честно говоря, я думаю, что альбом пострадал от отсутствия его вокала – все партии исполнил я, и этого было недостаточно».

Но если эта история неправдива, то слух о том, что Колина Ричардсона чуть не вышвырнули за дверь, имеет под собой основания. Джефф вспоминает момент, когда группа отправилась в студию, чтобы сообщить ему, что он больше не с ними…

«Колин был в Parr, продюсировал группу Disincarnate, где играл Джеймс Мерфи, бывший гитарист Death. И, честно говоря, нам надоело, как Колин размывал наше звучание, работая с, мягко говоря, второсортными группами. Нас это реально достало. Почему-то нам казалось, что он оскорбляет Carcass, хватаясь за любую работу. Мы решили пойти в студию и сказать ему, что он не будет записывать Heartwork».

Группа планировала работать со звукорежиссером Кейтом Эндрюсом, фактически продюсируя себя под его руководством. Однако…

«Колин переубедил нас. Вот так просто. Он убедил нас, что он по-прежнему лучший человек для этой работы, и в конце концов мы согласились оставить его. Повезло, что никого другого мы не успели позвать! Например, во время того тура с Death/Cannibal Corpse все группы делили один автобус, и звукорежиссером был Скотт Бернс – тоже отличный продюсер!».

Итак, Carcass с помилованным Колином у руля отправились в студию номер два Parr 18 мая 1993 года и работали над альбомом до 21 июня. По большей части, всё шло гладко. Хотя у них были огромные проблемы с получением хорошего гитарного звука…

«О, да!», – смеётся Джефф. – «Мы потратили два, а может, и три дня, перепробовав всё подряд. При стоимости 100 фунтов в день это было для нас дорого. Ничего не получалось. Пока нам не пришла в голову светлая мысль пойти в студию номер три, где мы делали демо, и там мы сразу получили отличный гитарный звук!

«Меня всегда смешит, когда я слышу от групп, как долго и упорно они пытаются добиться такого же гитарного звука, как на Heartwork. Теперь они знают правду… мы сделали это в самой маленькой и дешевой комнате Parr!».

Если студийная работа над пластинкой проходила сравнительно спокойно, то с выходом альбома в октябре 1993 года всё пошло не совсем так, как хотелось бы. Обложку украшала фотография скульптуры известного швейцарского сюрреалиста/фантаста Ганса Рудольфа Гигера. В Великобритании альбом занял 54-е место в чартах – впервые группа попала в заветную сотню, и это достижение так и осталось для них рекордным. Но празднования были омрачены необходимостью искать нового гитариста. Вскоре после окончания записи Майк Эмотт ушёл – или его попросили уйти.

«Майк уже говорил нашему менеджеру, Мартину Несбитту, что его сердце принадлежит новому проекту под названием Spiritual Beggars, и что он планирует уйти после тура Heartwork. Вдобавок ко всему, он застрял в Израиле – его паспорт и оборудование конфисковали из-за каких-то неоплаченных счетов. Он едва успел вернуться в Англию, чтобы записать свои соло.

«Учитывая всё это, мы с Биллом решили, что Майку лучше уйти до тура, чем затягивать. Мы уже присмотрели ему замену – Майка Хики, который работал у нас техником. Он привнес заряд энергии и энтузиазма, которого нам, по правде говоря, не хватало. Было приятно играть с тем, кому не всё равно».

Однако на этом проблемы Carcass не закончились. В Америке их лейбл Earache заключил лицензионное соглашение с могущественной корпорацией Columbia на выпуск всех своих пластинок, но Джеффа не устроило, как всё провернули.

«По условиям соглашения Columbia была обязана выпускать всё, что им даст Earache. Однако, было очевидно, что им на нас наплевать. Порой мы чувствовали себя героями фильма «Это Spinal Tap!», встречаясь со всеми этими шишками, которые понятия не имели, кто мы такие – да и не хотели знать. Мы даже подписали прямой контракт с Columbia на наш следующий альбом [Swansong], но это обернулось катастрофой».

В 2008 году группа приняла участие в планах Earache по переизданию Heartwork в XXI веке – на этот раз в формате DualDisc.

«Мы хотели, чтобы у наших поклонников была самая лучшая версия», – настаивает Джефф. – «Так что на диске был не только оригинальный альбом, но и все демо-версии. А ещё документальный DVD с интервью всех четверых участников и запись целого концерта из того тура с Death/Cannibal Corpse. Это был сильный релиз – никто не мог обвинить нас в обмане».

Итак, оглядываясь назад, как Джефф оценивает альбом Heartwork сейчас? Был ли он новаторским? Это звёздный час группы?

Carcass
Carcass

«Отвечая на последний вопрос – нет. По крайней мере, для меня. Мне гораздо больше нравятся Reek Of Putrefaction и Symphonies Of Sickness. Но если спросить Майка, думаю, он скажет, что Heartwork выделяется. Но, как я уже говорил, его влияние очевидно, и без него, возможно, никогда не возникло бы всё движение мелодичного дэт-метала. Типичная ситуация, не правда ли? Когда он вышел, все отнеслись к нему равнодушно, а многие обвиняли Carcass в «продажности». Теперь ему поклоняются. Как и альбом Slaughter Of The Soul группы At The Gates, Heartwork оценили по достоинству только спустя много лет. Это многое говорит о трендах».

Escuela Grind выпускают новый грувовый сингл Turbulence и анонсируют альбом Dreams On Algorithms
Extreme Sound11 июля 2024