Если бы мы хотели поговорить об уникальном художнике Джозефе Мэллорде Уильяме Тёрнере максимально кратко, нам бы пришлось говорить всего о трёх качествах, которые характеризуют его работы: свете цвете и масштабе. Свет проникает в атмосферу его картин, окутывая их сюжеты. Что касается его использования масштаба, то люди в его мирах кажутся карликами из-за природы, древних сооружений и огромных кораблей до такой степени, что людей почти не существует. Тёрнеру кажется, что жизнь предстает перед ним целиком и сразу, и горы, и люди, и небо, и океан предстают перед его взором в виде симфонической абстракции времени и пространства, связанных воедино в постоянно проникающем свете. Его работа с цветом в поздних картинах это попытка создания аккорда, включающего гармоничное сочетание всех цветов разом - эффект Тёрнера. Сегодня мы постараемся пройти вдоль всего его творчества, закончив на одной из самых важных для меня картин.
1. Автопортрет.
В данной десятке это одна из первых картин Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера, автором которой был он сам. Он родился в семье, принадлежавшей к низшему классу, в небольшом доме на Мейден-лейн в Лондоне, в 1775 году. Его картины были такими же яркими как его жизнь и он сам. Начиная с трагедии, постигшей его мать, и заканчивая тем, что он всегда шел вразрез с общепринятыми стилями живописи и в последние годы жизни стал затворником. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер считается одним из самых влиятельных художников, когда-либо живших на земле.
2. Рыбаки в море.
В этой картине, написанной маслом, чувствуется отчаяние, запечатлённое сознанием зрителя. Когда мы смотрим на эту удивительно мрачную картину, она кажется полузабытым сном или ночным кошмаром, поскольку мрачная сцена, освещенная луной, обыгрывает наши самые сокровенные ночные тревоги. В жизни нам часто кажется, что мы плывем навстречу неизвестной судьбе, наполненной тревогами, окружающими нас, как черная вода. Тёрнер очень близко познакомился с чувством одиночества и тревоги после того, как его мать попала в больницу Святого Луки для душевнобольных вскоре после завершения работы над этим ранним шедевром. Умело используя свет и атмосферу, луна создает призрачный прожектор, который освещает маленькую рыбацкую лодку, наполненную тенями рыбаков. Это мотив, к которому обращается Тёрнер во многих своих работах – корабли в океане. Судно, изображенное на этой картине, раскачивается на яростных волнах, тусклый фонарь излучает слабеющее мерцающее тепло для сгрудившихся вокруг него людей. Лунный свет цвета слоновой кости рассеивается в плотной атмосфере, превращая его в болезненно-зеленый пар. Удушливые облака смыкаются вокруг луны, как пальцы. Края картины безмолвны и почти черны, когда рыбаки следуют в ночи за такой же лодкой.
3. Снежная буря: Ганнибал и его армия переходят Альпы.
Использование масштаба в любом искусстве может подчеркнуть силу изображения. Например, на портретах изображенный человек занимает большую часть пространства холста. После этого остается меньше места для деталей фона, таких как обстановка и реквизит. Во многих случаях даже второстепенные детали по-прежнему обращают на себя внимание. Итак, в случае с картиной Тернера об одном из величайших полководцев древней истории, в чем заключается сила в соответствии с масштабом? Давайте посмотрим на детали! Маленькая армия Ганнибала сражается в пасти черной бури. Она разверзается, чтобы поглотить усталых солдат, которые изображены в самом низу картины, почти как насекомые. Снег закрывает солнце и вскоре превращает его яркий желтый свет в болезненно оранжевый. Мертвенно-белый снег с ревом скатывается с Альп и скоро все смоет. Сам великий Ганнибал с трудом отличается от своих людей, которые с трудом отделяются от скал. Через масштаб шторма и горы Тернер демонстрирует хрупкость человека перед лицом необузданной силы природы и демонстрирует дикую красоту, которая меняет сам солнечный свет.
4. Сожжение палат лордов и общин, 16 октября 1834 года.
Сгорая на холсте, подобно библейскому огненному столпу, пылают Палаты лордов и общин, окрашивая воду светом и заволакивая небо густым дымом. Мы являемся свидетелями трагедии. Тёрнер широко ассоциируется с романтическим направлением в искусстве, но мы считаем его также и одним из первых модернистов. Эта картина - одна из его первых работ, в которой, на мой взгляд, идеально сочетаются оба эти направления. Что кажется таким современным в этой картине, так это сочетание света в атмосфере, которое создает смелую контрастную оранжевую форму. Она пересекает горизонт в центре картины и визуально управляет пейзажем. Его размер и отсутствие четкости, которые традиционно использовались в романтическом искусстве, создают ощущение почти абстрактности. Тем не менее, детали, показанные в свете огромного пламени, вызывают ощущение ужасающего события. Здания в пламени и вокруг него кажутся маленькими и поглощенными огнем. Люди, собравшиеся вместе, наблюдают за происходящим, их изможденные лица искажены бледным ужасом. Это сильное волнение, вызванное проявлением силы природы, - вот что делает Тёрнера представителем романтизма и одним из его лучших художников!
5. Современный Рим – Кампо Ваччино.
"Современный Рим – Кампо Ваччино", выполненный в красивой пастельной цветовой гамме, демонстрирует панораму Рима, Италия, которая кажется идиллическим утром. Огромные колонны древних руин, которые когда-то были великим римским форумом, теперь составляют компанию козам, взбирающимся по его массивным подножиям. Пастухи современной эпохи отдыхают на фоне города. Вид на город поражает своей старинной и новой архитектурой, возвышающейся над утренним туманом и отражающей золотое сияние первых лучей солнца. Это все равно, что смотреть на клумбу с руинами пастельных тонов и видеть, как перед нами разворачивается время. Мы смотрим на эту картину, чтобы увидеть, что здесь более современная архитектура в стиле барокко. Католическая церковь возвышается над древним Колизеем. Старые и новые, просторные здания и скромные фермеры, существующие одинаково, как остатки павшей империи, создающие цивилизацию, которая выросла из собственного прекрасного упадка. Время течет своим чередом.
6. Китобои.
"Китобои" Тёрнера, "вышедшие на экраны" за шесть лет до великого произведения Германа Мелвилла "Моби Дик", можно считать выдающейся картиной, отражающей романтическую борьбу человека, охотящегося на кита. В книге главный герой Измаил боится кита Моби Дика во многом из-за его пронзительной белизны, которая олицетворяет для него бездушную пустоту Вселенной, непоколебимую уверенность в уничтожении. В работах Тёрнера белизна находится над водой, а предметы кажутся почти бесцветными, в виде странных царапин или пятен на холсте цвета слоновой кости. И снова, его персонажи поглощены светом и атмосферой, как кит - океаном. Паруса большого корабля кажутся призраками в тумане, люди в гребных лодках с трудом следуют за могучим китом, на которого они охотятся, а желтые волны окрашиваются в красный цвет, когда океан насыщается кровью левиафана. Вечная битва человека с природой продолжается на поверхности морских глубин.
7. Потерявший всякую надежду бриг.
Можно с полным основанием предположить, что просмотр произведений искусства в целом сводится к следующим вопросам: “Что мы на самом деле видим на картине?” и “Что мы чувствуем, глядя на это изображение?” - последнее является наиболее важным. При первом просмотре эта картина кажется незаконченной. Но на самом деле это законченная картина. Основная причина, по которой она выглядит незаконченной, заключается в том, что это единственная картина в этом списке, выполненная акварелью, которая придает ей слегка размытый вид. Скудное использование цвета и сюжетов усиливает ощущение безнадежности. Тема, на которую намекает название и которая присутствует в большинстве работ Тёрнера. Картина, почти целиком лишенная сюжета и деталей, за исключением горизонта и единственной фокусной точки, плывущей по нему, окутанной розовым акварельным сиянием. На горизонте виднеется призрачное кораблекрушение. Песок взвивается в воздух, и все кажется прозрачным. Завораживающая поэзия произведения Тёрнера едва заметна в левом нижнем углу:
“Она лежит, потеряв всякую надежду,
каждое море разбивается о брошенный корабль,
на неизвестном берегу морской народ разделяет только триумф."
Для зрителя вся сцена кажется миражом. "Потерявший всякую надежду бриг" действительно является свидетельством того, что на самом деле необходимо для создания образа, передающего сильные эмоции.
8. Свет и цвет.
Полное название этой картины - "Свет и цвет - Теория Гете - Утро после всемирного потопа - Моисей пишет книгу Бытия". Но ещё, для краткости, эту картину называют "Дневным узором". Как следует из названия, об этой картине можно сказать очень многое. Тёрнер, похоже, рассматривает сам свет с точки зрения цветовых теорий немецкого ученого и поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, который писал о субъективном опыте восприятия света; о том, как свет связан с нашим индивидуальным восприятием и психологией. Тёрнер использует теории Гёте как подзорную трубу, чтобы заглянуть в свою тему: свет в его различных вариациях, как физических, так и метафизических. На картине изображен небесный поток; свет и тьма кружатся и сталкиваются, пока не смешиваются в цвете и красоте. В этой буре мы видим множество изображений основных библейских событий: Бог послал великий потоп, чтобы очистить мир людей от зла, пощадив только пророка Ноя и его семью; бронзовый змей - символ, который Моисей поднимает, чтобы дети Израиля могли на него посмотреть; и Моисей, пишущий Книгу Бытия. Ранее рассмотренную картину можно рассматривать, пожалуй, как грубое воплощение темы безнадежности. Что касается света и цвета - мы видим его наиболее обнадеживающий образ. Если использование света и цвета - фирменный знак Тёрнера, то это один из самых смелых его примеров. Тема этой картины - сам свет и цвет. Картина не горизонтальна по своей сути, как пейзаж, и не вертикальна по своей сути, а имеет форму круга. Это похоже на то, как если бы мы смотрели на луч света и видели дифракцию, которая создает ореол вокруг источника света. Источник света, который находится внутри бурлящего шторма, может содержать множество ответов на вопрос: “Что такое свет и цвет?”
Момент после Всемирного потопа был временем мира, когда Сам Бог пообещал, что больше не будет разрушений от воды. Это обещание мира символизировалось радугой - светом и цветом. Изображение бронзового змея на кресте было сделано для того, чтобы израильтяне могли смотреть на него и таким образом исцеляться. Чуть дальше, в окружении этой бури, мы видим изображение Моисея, пишущего Книгу Бытия, которая является первой книгой в Библии. Бытие означает происхождение или начало чего-либо - "то чего не было начало быть". Итак, что же такое свет? Субъективные ответы, которые, по-видимому, дает нам Тёрнер в своем опыте общения с ним, вполне могут быть следующими: свет - это покой, свет - исцеление и свет - знание. Происхождение света, о котором говорит Тёрнер, можно кратко процитировать из Книги Бытия: "И сказал Бог: да будет свет; и стал свет."
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер: