Почему автора проекта завода № 199, ныне Амурского судостроительного завода, в Комсомольске-на-Амуре считают отцом-основателем города
Судьба Костенко могла бы стать основой для многосерийного сериала — у нас уже есть похожий опыт с Сергеем Королёвым, конструкторам ракет. Многие специалисты считают Костенко равным Королёву и даже Игорю Курчатову, "отцу" советской атомной бомбы. Его также называют "отцом-основателем" города Комсомольск-на-Амуре, так как его проект стал основой для ведущего завода города.
Золотая медаль и фамилия в мраморе
Владимир Полиевктович Костенко — талантливый российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, демократ-революционер и лауреат государственной премии. Он родился 20 сентября 1881 года в Полтавской губернии.
Его отец, Полиевкт Иванович, был врачом и председателем Белгородского общества врачей, а также удостоин звания Героя Труда. Мать, Мария Иосифовна, происходила из небогатой семьи. Училась в дворянском пансионате в Харькове, работала сельской учительницей, обеспечивая своим детям хорошее образование и воспитание. Благодаря ее стараниям, дети получили прекрасное домашнее воспитание: они с увлечением занимались музыкой, литературой, изучали иностранные языки.
Владимир окончил высшее военно-морское инженерное училище с золотой медалью, и его имя занесли на мраморную доску почета.
Непотопляемый "Орел"
Сразу после окончания училища Владимир Костенко стал корабельным инженером на броненосце "Орел" и совершил морской переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, направленной на войну с Японией. Этот поход завершился знаменитым Цусимским сражением, где Владимир получил ценнейший опыт в военном кораблестроении.
Так, будучи учеником морского академика Алексея Крылова, Костенко впервые в мире применил на практике, разработанные своим учителем таблицы непотопляемости. За время перехода он оборудовал на корабле систему креновых труб, которая позволила "Орлу" удержаться на ровном киле до конца Цусимской мясорубки, хотя корабль и напоминал сито, получив 140 прямых попаданий крупными снарядами.
Интересно, что Владимир Костенко стал прототипом инженера Васильева в романе "Цусима" А.С. Новикова-Прибоя.
Ведущий инженер "Цицерон"
После сражения при Цусиме Костенко вместе с другими солдатами и офицерами оказался в японском плену. Когда его освободили, он вернулся в Россию через Америку и Европу. Изучив причины поражения русского флота, Костенко сделал доклад высшему военному командованию, но быстро разочаровался в бездарной государственной бюрократической машине. Это подтолкнуло его к революционным идеям, и он вступил в партию эсеров — социалистов-революционеров.
Получив подпольный псевдоним "Цицерон", он стал одним из лидеров подготовки восстания на флоте. В то же время он был признан одним из лучших военных инженеров России и участвовал в строительстве различных кораблей, включая контроль за постройкой судов, заказанных за границей.
Предвидел гибель "Титаника"
В 1909 году Костенко оказался в английском Белфасте, где возглавлял группу слушателей кораблестроительного отделения Военно-морской академии. Им показывали деревянные модели огромных лайнеров — "Титаника" и "Олимпика". После чего Костенко высказывается так: "Одна небольшая пробоина — и они пойдут ко дну".
Он легко увидел недостатки в системе непотопляемости этих судов, которая была слишком упрощена ради комфорта и удобства. В корабль встраивали роскошные лестницы, похожие на те, что в Зимнем Дворце. Но эта роскошь и стала причиной, по которой "Титаник" затонул от маленькой пробоины. После трагедии с "Олимпиком" сделали изменения, добавив перегородки до водонепроницаемой палубы, и этот лайнер служил до 1935 года.
Приговор и помилование
В 1910 году Костенко арестовали из-за найденной у него запрещенной литературы. Его приговорили к шести годам каторги. Однако, поскольку он имел боевые награды за участие в Цусиме, приговор должен был одобрить сам царь. Морской министр Иван Григорович ходатайствовал о его судьбе, и Николай Второй подписал помилование со словами: "Нам талантливые люди нужны".
Несостоявшееся покушение
Но что бы царь сделал, если бы знал о готовящемся на него покушении, в котором участвовал этот талантливый инженер? В 1907 году в Англии строили российский броненосец "Рюрик", и Костенко следил за процессом. Стало известно, что царь собирается его посетить. Костенко сообщил об этом Центральному комитету партии. На верфь Виккерс в Барроу приехали Евно Азеф и Борис Савинков, руководитель боевой организации эсеров. Они вместе с Костенко обследовали корабль в поисках места, где мог бы скрываться террорист, и нашли его.
Покушение в итоге не состоялось: террорист оказался лицом к лицу с царем, но не выстрелил. Считается, что нападение отложили, чтобы не сорвать массовый протест моряков в России.
Женитьба и избрание мэром
Во время ожидания своей судьбы в Петропавловской крепости Владимир женился на своей первой супруге Софье Волковой. После освобождения его уволили с флота, и он начал работать начальником судостроительной конторы на предприятиях "Наваль". Большую часть своей жизни Костенко провел в украинском городе Николаев, где революция его и застала.
Он даже стал мэром города в условиях двоевластия — когда власти делили между собой местные земства и советы. На выборах в Николаевский Совет рабочих и солдат победили большевики.
Помня ужас Цусимы
В 1918 году, нарушив перемирие, австро-германские войска начали наступление на Восточном фронте, и 13 марта немцы приблизились к Николаеву. Большевики, не имея сил для обороны и поддержки, оставили город.
Немцы начали переговоры с местными властями о своем входе в город. Костенко, переживший ужас Цусимы, понимал, к чему может привести конфликт между мирными жителями и хорошо вооруженными солдатами. Он вместе с городской Думой договорился с немцами о их мирном входе и о том, чтобы они не вмешивались в дела города.
Однако в подполье осталась часть большевиков, которые подняли восстание против оккупантов в Рабочей Слободке. Немцы жестоко подавили это восстание, в результате чего погибли более 2000 человек, многие из которых не имели отношения к восстанию. Спустя полгода, после революции в Германии и ее поражения в Первой мировой войне, немецкие войска покинули Украину.
Смерть жены и расстрел
В 1920 году Костенко столкнулся с большой личной утратой: его жена Софья умерла от чахотки. Ему пришлось стать единственным опекуном для троих маленьких детей. Через два года он женился на актрисе немого кино Ксении Меранвиль де Сент-Клер. Но в 1942 году она также погибнет в блокадном Ленинграде от истощения.
В 1922 году семья переехала в Харьков, который тогда был столицей Украины. Здесь Костенко занял пост главы Управления промышленности УССР. В 1924 году они переехали в Ленинград, и Владимир стал членом правления по техническим вопросам на предприятии "Судотрест".
Однако в 1928 году его арестовали по сфабрикованному делу "Судотреста". Его обвинили во вредительстве за перерасход бюджета на строительство транспортных судов и приговорили к расстрелу.
Налево или направо…
Обратимся к воспоминаниям дочери Натальи Владимировны: "Впоследствии папа рассказывал: "Обычно приговор приводят в действие на рассвете. На девятый день после объявления приговора в 5 часов утра загремел замок моей одиночной камеры и мне приказали: "Собирайтесь". Вели меня по длинному тюремному коридору. Я знал, что если в конце поведут налево — расстрел, направо — возможны какие-либо изменения судьбы. У несправедливо осужденного теплится надежда на чудо — высшую Божественную помощь". Папу повели направо и зачитали новый приговор: "Ссылка на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения".
Освобождение и назначение
Костенко провел четыре месяца на Соловках, прежде чем его перевели в Особое конструкторское бюро ОГПУ в Харькове, а затем — в такое же бюро в Ленинграде, куда его возили на работу под конвоем. В 1931 году он был освобожден по постановлению ОГПУ и назначен главным инженером на предприятии "Проектверфь".
Он возглавил проектирование крупнейших судостроительных заводов, которые в будущем появились в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске.
Завод надо спрятать
В 1930 году правительство РСФСР решило развивать промышленность и культуру на Дальнем Востоке. В августе 1931 года они приняли решение построить судостроительный завод в этом регионе, но сначала нужно было выбрать место.
Сначала рассматривали вариант с реконструкцией "Дальзавода" во Владивостоке, но потом поняли, что это было бы рискованно из-за геополитической обстановки. Следующее решение — разместить завод в районе Хабаровска, у села Нижне-Воронежского. Но вскоре пришли к выводу, что нужно выбирать место не ближе 400 километров от Хабаровска и обязательно на левом берегу реки.
Причина такого выбора заключалась в угрозе со стороны милитаристской Японской империи, которая уже захватила Манчжурию. Поэтому завод нужно было расположить так, чтобы его было сложно обнаружить. И под критерии "400 км от Хабаровска, на левом берегу" хорошо подходило селение Пермское.
Беспрецедентная идея
30 марта 1932 года самолет приземлился на лед недалеко от села Пермского. В это время Костенко, работая над генеральным планом, впервые предложил отказаться от традиционных наклонных стапелей, которые использовали с времен Колумба и Петра Первого. Вместо этого он предложил построить сухие утепленные доки, которые находились бы выше уровня реки и закрывались бы эллингами. В этих доках можно было строить почти готовые суда на горизонтальных стапелях. Эта идея была совершенно новой для мирового кораблестроения.
9 апреля 1932 года комиссия под руководством Яна Гамарника, заместителя наркома по военным и морским делам СССР, подписала протокол, который подтвердил, что площадка у Малого и Большого Силинских озер вблизи села Пермского идеально подходит для строительства судостроительного завода. Сам Костенко выбрал это место, и одно из озер планировалось использовать в качестве внутреннего бассейна завода.
Душа всего дела
При создании проекта Костенко учел сильные паводки на реке Амур, из-за которых нельзя было использовать традиционные технологии. Длина обычных наклонных стапелей должна была составлять полкилометра, что не гарантировало безопасного спуска судов.
Костенко часто посещал строительную площадку и стал известен как "душа всего дела". К своим 50 годам он имел колоссальный опыт работы, о котором не мог мечтать ни один кораблестроитель в мире.
Он легко находил общий язык с рабочими и адмиралами, конструкторами и руководителями. Его проект завода на Амуре стал эталоном проектирования и строительства судостроительных предприятий в Японии, Западной Европе и США на следующие 30 лет.
Меня посадили в клетку
После того как в Комсомольске был построен завод, Костенко улучшил принципы его проектирования и создал еще один завод в Северодвинске (тогда Молотовске) — крупнейшее машиностроительное предприятие "Севмаш". Однако его снова арестовали за "вредительство", потому что площадку для строительства выбрали на болотистой местности. Но Костенко настаивал, что выбор был стратегически правильным, и время показало, что он прав: во время войны Молотовский порт, построенный рядом с заводом, стал единственным, который смог круглогодично принимать грузы по "ленд-лизу".
Тем не менее, во время ареста Владимиру Полиевктовичу пришлось пережить пытки… "Меня посадили в клетку, такую, что нельзя было повернуть ни тело, ни голову. Поставили в ней на холод в одной рубашке и еще капали на темя холодную воду. Опасаясь переохлаждения сосудов головного мозга, я занялся дифференциальным исчислением, пока не потерял сознание…", — вспоминал инженер.
Импозантное детище
Освобождали его также внезапно, как и сажали. Когда правительству понадобились данные о дальневосточных заводах, он был срочно освобожден и отправлен в командировку на Дальний Восток. После второго заключения Костенко пишет сыну Михаилу:
"Я страшно изголодался, мой вес дошел до 50 кг, вместо 74 кг. У меня развилась цинга, распухли ноги, я перенес голодную сыпь, дизентерию, фурункулез, но силы у меня еще остались, хотя я и представляю скелет, обтянутый кожей. Меня все встречают с радостью и заявляют, что никто не верил в мою виновность".
С Дальнего Востока в 1942 году пишет дочери Наталье: "Во Владивостоке буду читать морякам лекцию о Цусиме. В Комсомольске осмотрел свое детище — завод. Он выглядит импозантно".
1 октября 1953 года, по причине возраста, Владимир Полиевктович перешел на сокращенный график и стал главным технологом по судостроению в государственном проектном институте, работая на этой должности до конца своей жизни.
14 января 1956 года Костенко скончался в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище.